СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА КРЫМСКИЙ, ПОМОГИ НАМ!
Родился: 27 апреля 1877 г., Керчь, Таврическая губерния, Российская
империя Умер: 11 июня 1961 г., Симферополь, СССР Биография Архиепископ Лука (в
миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) — выдающийся русский хирург и духовный
писатель, епископ Русской православной церкви; с апреля 1946 года — архиепископ
Симферопольский и Крымский.
Лауреат Сталинской премии первой степени. Канонизирован Русской
православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для
общецерковного почитания в 2000 году.
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился в семье аптекаря, третьим
из пятерых детей. Род Войно-Ясенецких, довольно древний, известен с XVI
столетия. Его представители служили при дворе польских и литовских королей. Но
постепенно род обеднел, и уже дед Валентина Феликсовича жил в Могилевской
губернии в курной избе, ходил в лаптях, хотя, правда, имел мельницу. Сын его,
Феликс Станиславович, выбрался из деревенской глуши, получил образование и стал
провизором. Но аптека, владельцем которой он был, больших доходов не приносила,
и он перешел на государственную службу, оставаясь служащим до самой смерти.
В конце 1880 года семья Войно-Ясенецких переехала в Киев и поселилась
на Крещатике. Семейные отношения в доме определяла мать Мария Дмитриевна (до
замужества Кудрина), воспитывавшая своих детей в православных традициях. На
формирование веры молодого Валентина, несомненно, повлияла близость такого
уникального центра Православия, как Киево-Печерская лавра. Церковная жизнь,
бившая здесь ключом, тысячи богомольцев, шедших на поклонение киевским святыням,
— все это давало богатую пищу для размышлений юноше. Некоторое время Валентин
увлекался идеями толстовства и даже написал письмо Л.Н. Толстому, в котором
просил разрешения у графа приехать в Ясную Поляну. Но попавшая в руки юноши
книжка Л. Толстого "В чем моя вера?" отбила желание ехать в Ясную Поляну -
Валентин понял, что толстовство есть издевательство над Православием.
С детских лет у Валентина обнаружились способности к рисованию, и он
параллельно с гимназией успешно окончил Киевское художественное училище.
Собирался поступать в Петербургскую академию художеств, но по размышлении о
выборе жизненного пути решил, что обязан заниматься только тем, что "полезно для
страдающих людей", и избрал медицину.
В 1898 году он стал студентом медицинского факультета Киевского
университета св. Владимира, который окончил в 1903 году, намереваясь всю жизнь
быть "мужицким", земским врачом, помогать бедным людям. Но грянула
русско-японская война, и молодой врач в составе отряда Киевского Красного Креста
30 марта 1904 года выезжает на Дальний Восток. Отряд расположился в Чите, где
молодой хирург был назначен заведующим хирургическим отделением. Операции,
проводимые им, были сложными и проходили безупречно, неудач не было. Здесь же, в
Чите, Валентин познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской и обвенчался с
ней.
В 1916 году В.Ф. Войно-Ясенецкий защитил докторскую диссертацию на тему
"Региональная анестезия", о которой его оппонент, известный хирург Мартынов
сказал: "Когда я читал вашу книгу, то получил впечатление пения птицы, которая
не может не петь, и высоко оценил ее". Варшавский университет наградил Валентина
Феликсовича премией имени Хойнацкого за лучшее сочинение, пролагающее новые пути
в медицине.
С 1917 по 1923 год Валентин
Феликсович работает главным врачом Ташкентской городской больницы и преподает в
медицинской школе, преобразованной затем в медицинский факультет. В конце 1918
года он по ложному доносу был арестован и привезен в железнодорожные мастерские,
где скорый суд вершила "чрезвычайная тройка". На разбор каждого привезенного
"судьи" тратили не больше трех минут, приговор обычно был один - расстрел.
Осужденных тут же и расстреливали. И только случайное прибытие в мастерские
видного партийца, который знал в лицо главного врача больницы, спасло Валентина
Феликсовича от расстрела.
В 1919 году от туберкулеза легких умирает жена Валентина Феликсовича,
Анна, оставив на руках мужа четверых детей. В то время В.Ф. Войно-Ясенецкий
возглавил кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии открывшегося в
Ташкенте Туркестанского государственного университета. Активно участвует он и в
церковной жизни. На одном из церковных съездов Ташкентской епархии его доклад
получил высокую оценку епископа Ташкентского Иннокентия (Пустынского). "Доктор,
вам надо быть священником", - сказал владыка. "У меня не было мыслей о
священстве, - вспоминал Валентин Феликсович, - но слова Преосвященного
Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами и ни минуты не
размышляя ответил: "Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!"
В праздник Сретения Господня в 1921 году Войно-Ясенецкий был
рукоположен в сан иерея владыкой, который и определил его служить в ташкентском
соборе с возложением на него обязанностей проповедовать. Это было страшное и
тревожное время. Адская машина репрессий перемалывала судьбы большей и лучшей
части православного народа. Были убиты святители Владимир Киевский и Вениамин
Петроградский, а тысячи священников и мирян отправлялись в ссылки и лагеря, но
вожди большевизма продолжали гнать и преследовать Церковь Божию. И вот в эти
трагические дни, когда некоторые священники, испугавшись репрессий, снимали с
себя сан, профессор медицины Войно-Ясенецкий, повинуясь призыву Божию, принимает
сан священника, продолжая делать сложнейшие операции, читать лекции. В октябре
1922 года он активно участвует в первом научном съезде врачей Туркестана, на
котором выступает с четырьмя крупными докладами.
В 1923 году Войно-Ясенецкий
принимает монашеский постриг с именем евангелиста, врача и художника св. Луки.
Постриг совершил епископ Уфимский Андрей ( в миру князь Ухтомский). А 30 мая он
тайно хиротонисан (посвящен) в сан епископа в церкви св. Николая Мирликийского в
Пенджикенте. Хиротонию совершили епископы Болховский Даниил (Троицкий) и
Суздальский Василий (Зуммер), отбывавшие там ссылку.
Преосвященный Лука был назначен епископом Туркестанским. Впоследствии
святейший Патриарх Тихон утвердил эту хиротонию. Но в тот же год в июне епископ
Лука был арестован. Ему предъявили нелепое обвинение: связь с оренбургскими
контрреволюционными казаками и англичанами. В тюрьме ташкентского ГПУ владыка
закончил свой, впоследствии ставший знаменитым, труд "Очерки гнойной хирургии".
В августе его отправили в Москву и поместили сначала в Бутырскую, затем
Таганскую тюрьму, а в декабре сослали на Енисей. Путь лежал через Тюмень, Омск,
Новосибирск, Красноярск. Арестованных везли в товарных вагонах, а последнюю
часть пути до Енисейска - 400 км - в лютую январскую стужу им пришлось
преодолевать на санях. В ссылке епископу-хирургу разрешили оперировать. По
свидетельству медперсонала, в Енисейской больнице епископ Лука пересадил почки
теленка умирающему мужчине, после чего больному стало легче. В Енисейске владыка
совершал церковные службы.
В марте 1924 года епископа Луку снова арестовывают и отправляют в глубь
Енисейской области, в деревню Хая на реке Чуне, затем в Туруханск, где он
продолжал служить в храме, проповедовать и в то же время оперировать больных. В
январе следующего года Луку высылают в Плахино, в глухие места на Енисее, за
Полярный круг, а в апреле снова переводят в Туруханск. По окончании ссылки
владыка возвращается в Ташкент, но 6 мая 1930 года его снова арестовывают по
делу профессора медицинского факультета И.П. Михайловского, застрелившегося в
невменяемом состоянии.
После года тюремного заключения, без суда был вынесен приговор: ссылка
на три года в Архангельск, где владыка живет с 1931 по 1933 год, ведет
амбулаторный прием больных. Весной следующего года он прибывает в Ташкент, затем
переезжает в Андижан, где оперирует, читает лекции, но в церкви не служит. В
этом году ему удается издать свой труд "Очерки гнойной хирургии", сыгравший
огромную роль во время войны в лечении раненых солдат. 13 декабря 1937 года -
новый арест. В тюрьме владыку допрашивают конвейером - 13 суток без сна, требуют
подписать протоколы. Он объявляет на 10 дней голодовку, но протоколы не
подписывает. Следует новая ссылка в Сибирь. В селе Большая Мурта Красноярского
края Лука жил до начала войны.
В сентябре 1941 года владыку доставляют в Красноярск и как крупного
ученого назначают главным хирургом Красноярского госпиталя. Помимо работы в нем,
епископ Лука назначается Патриархией архиепископом Красноярским. Затем его
переводят в Тамбов, где на попечении владыки было 150 военных госпиталей. В 1945
году профессора-хирурга наградили медалью "За доблестный труд в Великой
Отечественной войне". А в первый послевоенный год архиепископ Тамбовский и
Мичуринский становится лауреатом Сталинской премии первой степени за научную
разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений.
26 мая 1946 года архиепископ Лука переводится в Симферополь и
назначается епископом Крымским и Симферопольским. Здесь он заканчивает работу
над богословским трудом "Дух, душа и тело". Партийные руководители Крыма не
разрешили епископу преподавать в медицинском институте, поскольку профессор с
мировым именем служил в церкви.
В 1958 году у владыки наступила полная слепота, но в течение трех лет,
при полной потере зрения, он продолжает служить в церкви, управлять епархией и
одновременно принимать больных, поражая местных врачей своими безошибочными
диагнозами. В День Всех Святых, в земле Российской просиявших, 11 июня 1961
года, архиепископ Лука скончался. В течение трех дней не иссякал людской поток к
гробу владыки и врача, а в день похорон процессия растянулась на три километра.
Затем стали поступать сообщения, что многие больные, приходившие к могиле
святителя Луки, по молитвам получали исцеления.
В 1996 году Святейший Синод Украинской Православной Церкви Московской
Патриархии принял решение о причислении архиепископа Луки к лику месточтимых
святых, как святителя и исповедника веры. В этом же году, 18 марта, состоялось
обретение мощей архиепископа Луки, перенесенных 20 марта в Свято-Троицкий
кафедральный собор Симферополя. Здесь 25 мая состоялся торжественный акт
причисления высокопреосвященного Луки к лику месточтимых святых. К раке с его
мощами приезжают люди со всех концов России и стран СНГ.
|