ПРО ПРОЩЁННОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ...
Изгнанный из рая, великим
плачем плакал Адам о том, что
потерял владычество в мире и, утратив
царское достоинство, стал рабом.
Велик был плач Адамов. Отец вселенной, он
в раю знал сладость любви Божией, и
потому, когда был изгнан из рая за
грех и лишился любви Божией, горько
страдал и с великим стоном рыдал на всю пустыню.
Изгнание из Рая
В Русской Православной
Церкви последнее воскресение перед Великим постом имеет еще название «Воспоминание
Адамова изгнания». Со времени изгнания Адама из Рая, каждый
человек в этой жизни переживает «изгнание
из рая», но каждый хочет жить как в раю, потому
что место, определенное человеку
Богом изначально — Рай, постоянно
влечет нас. Мы все плачем по раю, по
утраченному счастью, ищем рай на
земле и пытаемся его построить здесь. Наша Церковь в этот воскресный день
вспоминает, как наши прародители
Адам и Ева не сохранили заповеди Господни, нарушили
Божию заповедь, вкусили от
запрещенного плода, из чистых и
безгрешных святых стали несчастными грешниками.
В этот воскресный день
символично Церковь ставит нас перед воротами рая, воспоминая
день, когда Адам и Ева — первые люди, были
изгнаны из сада эдемского. Потерявшие рай, они
познали и уничтожение естества человеческого, потому
что после их грехопадения все было нарушено. Церковь наша ставит нас как перед
дверями рая, чтобы мы поняли, что
находимся на земле грешной, и не
потому что ее Бог такой создал, а
потому что человек ее такой сделал. Мы должны не забывать, что
мы не в Царстве Божьем, а здесь, на
земле, где нет смысла ждать ни
светлого будущего, ни рая — его
здесь нет. И мы, как Адам, плачем
по раю, по блаженству, по
Царству Небесному, чтобы в этом
состоянии плача войти в Великий пост. Но как сказано, прежде, чем
ты принесешь дар свой к алтарю, вспомни, нет ли
того, кто тобой обижен. Прежде, чем
оставить дар твой, иди и примирись с
братом своим. То есть прежде, чем
принести Господу наши подвиги поста, молитвы, послушания, аскезы
мы должны вспомнить есть ли обиженные нами. Тогда надо пойти и примириться с
ними, и только потом начинать
Великий пост, чтобы предстоять
благоговейно перед Богом с чистым сердцем.
По традиции мы все
вечером в этот день собираемся в Троицком Соборе, чтобы
примириться и попросить у друг друга прощения, у
священников. Один раз в году в Прощеное воскресение наш Архиерей стоит перед
своим народом на коленях, просит
прощение. В этот день мы все примиряемся и приближаемся очень близко к
дарованной Господом благодати, когда
множество священников: монахи, протоиереи
и иереи, молодые и, убеленные
сединами, когда сам Архиерей просят
прощения, а мы — у них, и
все вместе мы просим прощения у нашего Господа Иисуса Христа: «Господи, остави
нам долги наши, якоже и мы оставляем
должником нашим». В Соборе звучат великопостные покаянные песнопения, и
произносится древняя постовая молитва Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота
моего, дух праздности уныния, любоначалия, и
празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения, и
любве, даруй ми рабу Твоему. Ей
Господи Царю, даруй ми зрети моя
прегрешения, и не осуждати брата
моего, яко благословен еси во веки
веков, аминь».
Адамово изгнание, изгнание
из Рая, непосредственно относится и
к нам, и к нашим очень родным
людям — Адаму и Еве, именно их кровь
течет в наших жилах. Каждый из нас имеет их своими прародителями. От них пошел
весь человеческий род, все народы в
мире. В Раю, Эдеме произошло падение
первого человека, первые люди не
просто ослушались Бога, они, пусть
опрометчиво, пусть не подумав, но
избрали самый страшный путь, который
только можно представить на этой земле — противления воле Божией. Противление
воле Божией невозможно! Противление воле Вседержителя, всемогущего
Бога — это смерть. И вот на эту смерть обрекли себя родные нам люди, наши
предки, прародители Адам и Ева.
В песнопении за
всенощной поется о том, как сидел
Адам напротив рая и оплакивал свое грехопадение, оплакивал
уже запоздалыми слезами. Каждый из нас тоже имел немало случаев вслед за Адамом
оплакать свои ошибки. Но, к счастью, мы
видим, как по милосердию Своему
Господь и эти ошибки претворяет в наше спасение. И самые падения человеческие
Господь Бог использует для покаяния и изменения человека. Адам, конечно, плакал
не только о себе самом, но и о
многочисленном своем потомстве, среди
которых и мы с вами. Он видел, на
что обрек сонмы людей, и что не все
из них, даже благодаря крестной
жертве Господа Иисуса Христа, будут
спасены.
Вот к
этой древней, и в то же время личной, повторяющейся
для каждого из нас, в нашей
собственной судьбе, истории
возвращает нас Святая Церковь накануне Великого поста. От этой точки
грехопадения и изгнания самих себя из Рая к нашему общему печальному, падшему
состоянию начинается сегодня вхождение в пост и покаяние.
|