РАДОНИЦА: «ОТОШЕДШИЕ ЖИВЫ»
Какой смысл молиться за мертвых, ведь они нас уже не слышат?
Сначала обратим внимание на то, что в Церкви говорят об усопших, а не
об умерших — это потому, что у Бога нет мертвых, у Бога все живы. Потом
зафиксируем еще один важный момент: поминание усопших в Церкви отличается от
дней памяти, от воспоминаний о человеке. Поминание в Церкви — это, прежде всего,
молитва.
Молитва - это обращение к Богу, Богородице, Ангелам, святым. Молитва -
наша беседа с ними, и в первую очередь с Богом - как с Творцом всего, и
человека в том числе. Когда мы молимся, наше духовное начало, а именно наша
душа и дух, входят в непостижимое, но тем не менее непосредственное
соприкосновение с Богом и всем потусторонним таинственным миром.
Молитва за другого человека основана на том, что и другой - тоже
существо духовное, тоже создан по образу и подобию Божьему, тоже сын Отца
Небесного, вне зависимости от того, насколько на данный момент он эту связь
со Своим Отцом осознает и ценит. Именно поэтому возможна молитва не только
за нас самих, но и за тех, кто нам дорог, в том числе за души заблудшие. То
есть молитва — это отношения в сфере духовной, но - и это крайне важно! -
отношения, простраиваемые через наше ходатайство, наши прошения к Богу.
Все сказанное касается не только душ тех, кто еще здесь и в принципе
имеет все, что позволяет человеку молиться, - мозг, волю, сердце, органы чувств.
Еще в большей степени в нашей молитве нуждаются души, уже лишенные тела. Вот что
об этом пишет великий русский святой Феофан Затворник: "Отшедшие
живы, и общение у нас с ними не пресекается. Как о живых молимся мы, не
различая, идет ли кто путем праведным или другим; так молимся и об отшедших,
не доискиваясь, причислены ли они к праведным или к грешным. Это долг любви
братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они, и живые, и
умершие, единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны
относиться, как члены одного тела, в духе доброхотства и любительного
общения, и живые, и умершие, не разгораживаясь пополам умиранием".
Душа человеческая сотворена бессмертной, она не умирает вместе со своим
телом и после разлучения с ним, то есть после физической смерти, предстает перед
Богом на частный суд. Пройдя этот частный суд, до всеобщего воскресения и
Страшного суда душа пребывает в ожидании своей вечной участи. Где именно
пребывает? Нам знать не дано. "В доме Отца Моего обителей много", - говорит
Своим ученикам Иисус Христос. Но раз душа бессмертна, раз она "пребывает", пусть
даже и неизвестно где, значит, она не только находится в зоне доступа наших
молитв, но и нуждается в них.
Пришествие в наш мир Иисуса Христа, Его искупительная жертва за наши
грехи, Его Крестная Смерть, а потом Его Воскресение из мертвых сделало нашу
молитву за тех, кто уже вне рамок нашего земного мира, не просто словами
прошения и надежды, а реальностью, связующей наш земной мир с миром горним.
Почему важно молиться об умерших близких?
Вот как на этот вопрос отвечал один из наиболее почитаемых старцев
Русской православной церкви архимандрит Кирилл (Павлов).
"Большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев по
неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от них, так что
они оказываются виновными пред Правосудием Божиим. И мы в то же время знаем,
что в будущем будет только два места пребывания людей: ад и рай. Сами за
себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они не
могут и помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на
оставшихся на земле живых. Они могут помочь им и изменить их участь в
будущей жизни. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то
мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле,
безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире".
Двухтысячелетний опыт Церкви свидетельствует: загробная участь человека
до Страшного суда не предрешена окончательно, и молитва живых, молитва,
исполненная горячей и искренней любовью, способна эту участь изменить.
С другой стороны, именно потому, что духовная связь между живыми и
умершими возможна, мы тоже получаем молитвенную помощь оттуда, от святых. Наши
усопшие тоже духовно способны подавать нам сигналы, спасать нас.
Почему важна именно личная молитва, а не просто поданная
записка в храм
"Но наша беда, - говорит проф. Московской Духовной академии А.И.
Осипов, - состоит в том, что мы часто ограничиваемся лишь внешней стороной
поминовения: панихиды, сорокоусты, записки, свечи и так далее. Хотим без труда
над собой вынуть рыбку из пруда… Если у меня много денег - так хоть во все
монастыри пошлю, в храмы, всем батюшкам и матушкам! И это называется - я
помолился. Там кто-то вместо меня помолится, а я при этом палец о палец не
ударю, чтобы ради любимого (!) родного хотя бы чуть-чуть воздержаться от гнева,
злословия, осуждения, чревоугодия и прочего, понудить себя к исповеди и
Причащению, к чтению Слова Божия, Святых Отцов, к помощи нуждающимся, больным.
Мы ведем себя как типичные язычники, в результате чего все дары наши в монастыри
и храмы оказываются бесплодными".
Как именно молится дома за усопших?
Священники советуют трижды пропеть пасхальный тропарь (главную молитву
Пасхи) "Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ, и сущим во гробех
Живот даровав", а затем произнести молитву "Упокой, Господи, души усопших рабов
твоих (перечислить имена)". А вообще традиция поминовения усопших дома
существует с глубокой древности. В память об ушедших близких принято регулярно
читать Псалтирь. Поминовение живых и усопших составляет часть утреннего
молитвенного правила. И хотя, конечно, нет действенней молитвы, чем та, которая
вполголоса произносится священником во время Таинства Евхаристии, в этот раз
жителям городов с самоизоляцией стоит поставить свой долг любви перед живыми
выше долга любви перед умершими и помолиться дома.
Чем
можно изменить посмертную участь усопших?
Кроме сорокоуста, панихиды, домашних молитв об усопших, еще одним
средством их поминовения является милостыня. Под милостыней надо понимать не
только подаяние нищим в память об умершем, но и шире - всякое благодеяние,
доброе дело. Святитель Иоанн Златоуст учил: "Роскошное погребение не есть любовь
к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной
способ погребения... достойный его и его прославляющий: это милостыня".
Святые свидетельствуют: добрые дела, творимые в память о наших родных,
тоже облегчают их посмертную участь. Если, к примеру, близкий погиб от
алкоголизма, помоги больному, мучимому этой пагубной страстью, сделай все, чтобы
он не повторил путь твоего родного. Не смог спасти близкого, спаси дальнего, и
твой поступок, совершенный в память об умершем, облегчит и его посмертные
мучения.
Чему мы радуемся на Радоницу?
Пасха, Светлое Воскресение Христово - такой важный праздник, что длится
не один день, а сорок. В день Радоницы чествование Пасхи еще не закончено, и
отдельный день, выделяемый Церковью для поминовения усопших, как бы призывает
нас всех не погружаться в скорбные переживания по поводу смерти близких, а,
наоборот, возрадоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над
смертью, одержанная воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с
родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, "с верой,
надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".
То есть, смысл Радоницы в том, что мы не просто вспоминаем умерших,
молимся за них, но и делимся с ними радостью Воскресения Христова. Неслучайно,
во время полной панихиды, которая совершается в этот день после богослужения,
поются и пасхальные песнопения.
Мария Городова
|