МОЖНО ЛИ ВЫРАСТИТЬ СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА?
Как воспитывать ребенка, чтобы он вырос целостной личностью, научился
отличать добро от зла и смог стать счастливым? Как сделать, чтоб ребенок
получал искреннее удовольствие от процесса обучения и радостно бежал бы
каждое утро в школу? Что нужно, чтобы школьник в итоге нашел свое призвание?
Наконец, каким должен быть учитель, воспитатель, родитель? -
Секреты успешного воспитания ребенка от классиков педагогики и
современных учителей.
У моего ребенка большие проблемы с успеваемостью и поведением. Как его
увлечь и развить лучшие качества?
Это одна из главных проблем с детьми. Мы часто не знаем, что для них лучше.
Держать в строгости или все разрешать? Приучать к труду или подольше
продлить беззаботное детство? Уже с пеленок принято взращивать индивидуализм
– но правда ли счастлив тот, кто «сам по себе»? Читайте
материал о главных правилах величайшего классика педагогики Антона
Семеновича Макаренко, который помог тысячам трудных подростков обрести себя
и дело жизни:
Макаренко: как самоучка изменил педагогику. Вот его мысли.
Если есть забота о жизни и счастье другого, - такие отношения будут всегда
прекрасны.
Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к
нему.
Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был
счастливым, можно.
Воспитательный процесс — процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его
разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно
поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной
жизнью и вашим собственным поведением.
Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности
жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей
работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на
внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям,
особенностям, стремлениям.
Девушек нужно учить большому уважению к себе, к своей женской гордости.
Девушку надо учить, чтобы она даже приятных молодых людей встречала с
некоторым перцем...
Всякая, даже небольшая, радость, стоящая перед коллективом впереди, делает
его более крепким, дружным, бодрым.
Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать...
Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и
общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается
нейтральным процессом. Вы можете заставить человека трудиться сколько
угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически
и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической
жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим
положительного результата.
Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и
всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если
воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?
Любовь - это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое
творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности.
Яркое несчастье всегда преувеличено. Его всегда можно победить.
Большая воля - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но умение
заставить себя и отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля - это не
просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание
и отказ.
В
хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это - самый правильный путь
семейного воспитания.
Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы
воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете
его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни,
даже тогда, когда вас нет дома.
Что важнее – хорошее воспитание или хорошее образование? Можно ли это как-то
сочетать в учебном процессе?
Не просто можно, а обязательно! Ребенок с правильными ориентирами сам
потянется к знаниям и не надо будет его насильно сажать за уроки! Кажется
чем-то невероятным? На самом деле, все просто. О том, какие мы «художники»
своих детей, при чем здесь учение святителя Феофана Затворника и кто
является истинным «действующим лицом педагогики» — выдержки из трудов
педагога и философа Симона Львовича Соловейчика:
...Среди мыслей наших есть центральные мысли; и что с того, что мы не
сосредоточиваемся на них с утра до вечера, что не каждый день они приходят в
голову? Они есть, эти центральные мысли, и именно они определяют центр
тяжести нашей души, ее устойчивость, составляют духовную жизнь человека.
Дикарь в наши дни не тот, кто ходит в набедренной повязке и ест сырое мясо,
— дикарь тот, к воспитанию которого не приложено никаких усилий, и потому он
не умеет управлять собой, своими движениями, своими мыслями, желаниями,
чувствами, интересами...
Кто старается работать лучше — тому интересно, кто отлынивает от работы —
тому скучно. Скучна самая интересная работа, если не умеешь делать ее
хорошо.
Всякое дело платит за нашу щедрость удовольствием!
Успех — вот что окрыляет человека и дает ему силы, вот что ведет к
увлечению.
Когда впереди опасность, у каждого человека собираются силы, притом
огромные. У одних — в руках, чтобы драться, у других — в ногах, чтобы
бежать.
Внешние причины действуют только через внутренние — это один из основных
законов человеческой психики.
Когда человек плохо учится, он становится проблемой для всех — для отца,
матери, для учителей. Постепенно он привыкает смотреть на себя как на
«проблему».
Все, что нужно, — маленький первый успех в трудном деле.
Ничто так не поддерживает веру в себя, самоуважение, как однажды побежденный
страх.
Научить думать — самая трудная задача учителя. Научиться думать — самая
трудная задача ученика.
Умственный труд абсолютно невозможен без труда души, работа ума — без работы
сердца.
Для многих самые скучные собеседники на свете — это они сами.
Учение в школе неразрывно связано с учением в жизни, с отношением человека к
человеку.
Способность отвлекаться от мыслей о себе, от своих забот — как раз эта
способность и лежит в основе внимания, как раз она и необходима, когда
садишься за уроки.
Учиться в классе, в котором никто не хочет и не умеет учиться, трудно. Это
все равно что плыть против течения. Нужна огромная сила воли!
У нас очень хорошая, престижная школа, интеллигентные дети, но ребенок там
скучает. Вроде все идеально, тогда в чем дело? Много занимаюсь с детьми,
хочу, чтобы они учились только на «отлично»! Но
у них только хуже с успеваемостью. Что я делаю не так?
Присмотритесь к учителям. Готовы ли они уделить детям свое внимание вне
уроков? Водят ли в парки или музеи? Репетируют ли вместе увлеченно
поздравление ветеранам? Очень часто все дело в личности педагога и его
отношении к своему делу. Недаром говорят «ищите не школу, а учителя»!
Читайте наш материал о Василии Александровиче Сухомлинском и о том,
почему его ученики были счастливыми и никогда не скучали:
Всем родителям хочется видеть своих чад успешными, устроенными в жизни. К
сожалению, и родители, и учителя часто повторяют одну и ту же ошибку. Какую
именно? И что же делать, чтобы не получить прямо противоположный результат?
Своим опытом делится педагог со стажем Дмитрий Ермаков:
Перфекционизм, то есть фанатичное стремление довести всё до идеала, как
показывает реальная жизнь, почти ни с каким трудом не совместим.
Подобная установка вредна вдвойне, если речь заходит о детях. Дети исследуют
и познают мир, совершая при этом сотни ошибок. Наши дети имеют право
самостоятельно получать жизненный опыт. Лишая ребёнка права на ошибку, мы
тем самым закрываем перед ним многие двери. А ведь за всё это нам, взрослым,
и в первую очередь, родителям, предстоит дать ответ.
Мария Смолина, "Фома"
|