ВЕРНОСТЬ ДО ГРОБОВОЙ ДОСКИ
Иудей, принявший православие, и княжна, правнучка декабриста. Унтер-офицер и
советская служащая. Заключенный и экскурсовод Исторического музея.
Преподаватель философии и многодетная мать. Два человека, таких разных и
таких близких, — священник Михаил Шик и его жена Наталья Шаховская. Их
сталкивал, разлучал и снова сталкивал страшный ХХ век. А навсегда соединила
в земной и вечной жизни любовь.
Последняя встреча
Наталья сильнее закуталась в пальто: в зимнем вагоне было зябко. Сейчас
поезд тронется, и через два часа она будет в Москве. Мужа вчера арестовали и
увезли... Куда? И что теперь? Тюрьма? Ссылка? Увидятся ли они еще? И что
теперь будет с ней, с детьми?..
Конвоиры ввели в вагон высокого бородатого арестанта... Не может быть! Ее
муж?! Это Промысл Божий! Отца Михаила усадили в другом конце вагона, и всю
дорогу они не сводили друг с друга глаз. Она что-то написала на запотевшем
стекле. Он в ответ нарисовал на своем окне крест.
Больше увидеться им было не суждено...
Иудей, который решил креститься
Род Шиков в Москве хорошо знали. В нем были раввины и художники, коммерсанты
и фабриканты. Вольф Шик был почетным гражданином города, это давало семье
право проживания вне черты оседлости. Сына, родившегося в 1887 году, он
назвал двойным именем — Юлий Михаил. Мальчик окончил одну из лучших
московских гимназий. Потом университет. Продолжил изучать философию в
Германии. Увлекался толстовством, мистикой, теософией, искал себя… Читал и
Евангелие. Но креститься не собирался.
В
годы Первой мировой унтер-офицер Михаил Шик на фронте не был — служил в
хозчастях. А принять решение креститься ему помогла революция: когда
начались гонения на Церковь, его, иудея, уже никто не мог заподозрить в
корыстных интересах. И в 1918 году он крестился, получив наконец возможность
обвенчаться с любовью всей его жизни — Натальей Шаховской.
«Искалка неугомонная»
Наталья была младше мужа на три года. Ее прадед — декабрист Федор Шаховской,
дед — генерал от инфантерии Иван Шаховской, отец — министр государственного
призрения Временного правительства Дмитрий Шаховской... Отец гордился
дочерью, называл «искалкой неугомонной». Она была самой способной из его
детей. Ярославскую женскую гимназию закончила с золотой медалью, поступила
на высшие женские курсы, работала в издательстве Некрасова. Ей прочили
научную карьеру. Гимназисткой она и сама грезила о славе и подвигах во имя
прогресса. А потом поняла: человеку не нужно кардинально менять мир — это
дело Бога; а человек должен менять только самого себя.
В
издательстве Некрасова вышли ее первые научные работы — исторические очерки
о Данииле Галицком, о Сергии Радонежском, исследование о сыске посадских
тяглецов в XVII веке, биография Короленко, статьи о Чехове.
С
Михаилом Шиком они впервые встретились у Георгия Вернадского. Наташе было
18. Она сразу влюбилась. Но у него была другая возлюбленная. Только через
пять лет он ответил на ее чувство. И еще пять лет они не могли повенчаться,
потому что Михаил был иудеем, а официального гражданского брака до революции
не существовало.
«Я пережила большой внутренний переворот»
И
вот наступил судьбоносный для Натальи и Михаила 1918 год. В этом году Михаил
крестился. Крестным стал его одноклассник, художник Владимир Фаворский,
крестной… его прежняя любовь Варвара Мирович. А небесным покровителем Шик
выбрал святого князя-мученика Михаила Черниговского — словно предчувствовал
свою судьбу.
Обвенчались Михаил и Наталья в день Ильи-пророка. Шик подарил невесте
кольцо, внутри которого было выгравировано: «Свете Радости. Свете Любви.
Свете Преображения».
Обосновались молодые в Сергиевом Посаде. Михаил готовился стать профессором
философии в Московском университете, преподавал историю и психологию в
педагогическом техникуме и состоял в комиссии по охране памятников
Троице-Сергиевой лавры, которую возглавлял священник Павел Флоренский.
Наталья сперва устроилась в отделение Союза кооператоров, а когда его
ликвидировали, пошла преподавателем в педагогический техникум, потом
работала в краеведческом музее. А в феврале 1921 года ее арестовали. За
брошюру о Дмитровском союзе кооперативов — тогда как раз шла кампания борьбы
с кооперацией. Три месяца Наталья просидела в Бутырской тюрьме. И там
встретила епископа Германа (Рященцева). «Я пережила в ней [в тюрьме] большой
внутренний переворот, — писала она позже. — Бог послал мне духовника,
который помог мне принести покаяние всецелое и раскрыл передо мной лишь
приоткрытые до того двери Церкви».
Наталья очень хотела ребенка, но детей долго не было, и врачи ничего
хорошего не обещали. К счастью, их прогнозы не оправдались — родился
долгожданный сын Сережа. Медики предупреждали: «Больше рожать нельзя,
умрете!» Но Наталья положилась на волю Божию, и следом за Сережей родилась
дочка Маша. Счастливая мать занялась детьми, а муж посвятил себя церковному
служению.
В
июле 1925 года митрополит Петр (Полянский), Патриарший Местоблюститель,
рукоположил Михаила в дьяконский сан. Но владыку вскоре арестовали, а вместе
с ним и Шика. Наталья тогда ждала третьего ребенка. В тюрьме отец Михаил
отсидел полгода и отправился в административную ссылку в Среднюю Азию, в
город Турткуль
Через год в Турткуле, в домовой церкви архиепископа Никодима (Кроткова )
Михаил Шик принял сан священника.
А
пока он сидел, в Сергиевом Посаде у него родилась дочь Елизавета. Отец
впервые увидел ее, когда Лизе было уже два года. Для Натальи, оставшейся с
тремя детьми практически без средств к существованию, время ссылки мужа было
очень тяжелым. Она устроилась экскурсоводом в столичный Исторический музей и
каждый день с грудной малышкой ездила в Москву. Оставляла Лизочку у бабушки
и бежала на работу, потом — за продуктами и поздно вечером с рюкзаком,
набитым пеленками и покупками, и с ребенком на руках — назад в Сергиев
Посад, и утром все сначала.
Мужу в ссылку писала: «Дай Тебе Бог терпения. А я сквозь тоску о Тебе часто
чувствую себя счастливой безмерно — счастливой Тобой, и знаю, что впереди
радость свидания, и верю, что она не отнимется от нас, и молюсь — только бы
нам самим ее не отравить».
Летом 1927 года Наталья с пятилетним Сережей умудрилась даже приехать к мужу
на свидание. Встретились так, словно не было полуторагодовалой разлуки: их
переписка была настолько подробной и частой, что оба знали подробности и
житейской, и духовной жизни супруга. Им не надо было заново привыкать друг к
другу.
В пяти шагах от Бога
Отец Михаил вернулся из ссылки в начале 1928-го. Служил он в
Воскресенско-Петропавловской церкви Сергиева Посада. У них с матушкой
Натальей родился сын Дмитрий, «турткульский мальчик», как называли его
домашние.
А
между тем в городе уже начали арестовывать священнослужителей. Понятно было,
что и отец Михаил на свободе ненадолго. Нужно было скрываться, и семья
уехала из Сергиева Посада. Скитались по Подмосковью, меняли жилье. Отец
Михаил служил в разных московских храмах, сблизился с общиной духовных чад
протоирея Сергия Мечева. Шика знали в Москве как замечательного проповедника
и философа.
Варвара Мирович вспоминает:
«Один из приятелей М. В., тоже священник, однажды сказал: “Когда М. В. в
алтаре, он не так как мы, русские, служит — он ходит перед Богом, предстоит
перед Ним, как будто Бог на расстоянии пяти шагов от него. Когда он кадит у
престола, он отступает в священном ужасе, чтобы не задеть касанием кадила
Адонаи (одно из имен Бога в Ветхом Завете — прим.ред.), “на Него же не смеют
чини ангельстии взирати”. С таким лицом, какое я видел у М. В., Авраам
беседовал под дубом Мамврийским со Святой Троицей, явившейся ему в виде трех
Архистратигов небесных сил.
Мне жалко, — прибавил этот священник, обратившись к нам, — что вы не видели
этого лица Михаила Владимировича, и поэтому можно сказать, что вы вообще его
не видели”. О себе могу сказать, <добавляет В. Г.>, что я это лицо видела у
Михаила в день его крещения и еще несколько раз в жизни».
Последним местом служения отца Михаила стала церковь святителя Николая у
Соломенной Сторожки. Оттуда в 1931 году он вынужден был уйти за штат — из-за
отказа поминать митрополита Сергия (Страгородского) как Местоблюстителя
Патриаршего престола при живом законном Местоблюстителе митрополите Петре.
Потайная церковь
Принадлежность к «непоминающим» в те годы означала неизбежный арест. Отец
Михаил это понимал, и семье опять пришлось переселяться. Выбрали
Малоярославец — город в ста двадцати километрах от Москвы, куда съезжались
многие лишенные права жить в столице. Нашли там подходящий дом: одна семья
уезжала в ссылку и срочно его продавала «всего» за три тысячи рублей. Три
тысячи! Фантастическая для заштатного священника сумма. И вдруг в Москве к
родителям отца Михаила приходит человек, называет себя Николаем (а в семье у
Шиков как раз родился пятый ребенок, сын Николенька) и... приносит ровно три
тысячи рублей! Долг, забытый много лет назад.
В
этом доме в Малоярославце с 1931 г. проживала семья Шиков-Шаховских с пятью
детьми и родственниками супругов. В разное время тут размещалось от 7 до 12
человек. В доме проводились церковные службы.
В
одной из комнат дома отец Михаил устроил тайную домовую церковь. У него был
антиминс — освященный плат со вшитыми в него частицами святых мощей, на
котором совершается литургия, — и свяшенник мог дома тайно совершать
Евхаристию. На службу собиралась вся семья, а иногда из Москвы приезжали
духовные дети отца Михаила.
В
1935 году отец Михаил перенес службы в пристройку. И это сыграло потом
ключевую, роковую роль в его судьбе.
Необычная семья
Семья Шиков жила странной, непонятной для соседей жизнью. В первый класс
никто из детей не ходил: сначала их учили дома, укрепляли духовно, и лишь
потом отдавали кого в третий класс, а кого сразу в пятый.
В
кино детей тоже не пускали. Не потому, что отвергали кино как таковое, а
потому, что единственный в городе кинотеатр находился в бывшей Успенской
церкви, и отец Михаил не хотел, чтобы его дети участвовали в осквернении
храма. А на каникулах, когда Шики приезжали в Москву, ни кино, ни театры не
возбранялись.
Дома в редкие свободные часы отец читал семье Писание или классику, пока
дети мастерили елочные игрушки или костюмы для домашних спектаклей. Ссоры
между ними мгновенно пресекались, их учили быть стойкими и не раскисать от
мелких невзгод. Дети эти родительские правила принимали и не протестовали. В
школе Шиков, на удивление, не дразнили одноклассники, к ним не придирались
учителя, учеба давалась им легко, учились все хорошо.
А
вот с деньгами было трудно. Отец Михаил делал технические переводы с
английского, а Наталья даже стала членом Союза писателей. В 1936 году вышла
их общая с мужем книга «Загадка магнита», посвященная Фарадею, ее потом
дважды переиздавали под разными названиями. На гонорар родители устроили
детям праздник — отправились с ними в путешествие по Москве-реке и Оке до
Горького.
Исчез навсегда
Арестовали отца Михаила в феврале 1937-го. Пришли днем, когда семья обедала.
Старшие дети были в школе — учились во вторую смену. Трое в штатском
предъявили ордер, долго обыскивали, ничего не нашли и уже собирались
уходить, но тут священник пошел в пристройку за паспортом, и это стало его
фатальной ошибкой: обыск продолжился, в пристройке нашли антиминс и
облачение. Отец Михаил успел только благословить младших детей, и его увели.
Куда — никто не знал. Искали по московским тюрьмам — никаких следов.
Лишь в конце года удалось получить официальную справку: «Выслан в дальние
лагеря на 10 лет без права переписки». Всё это было враньем — и срок, и
«дальние лагеря». Отца Михаила уже не было в живых. Но дети верили, что папа
вернется, и высчитывали, сколько им тогда будет лет, а Наталья продолжала
писать запросы, на которые продолжала получать стандартное «не числится»...
А
в пристройке отца Михаила продолжали служить литургии. Бывало, на одну-две
недели приезжал отец Александр Гумановский: он был фактически на нелегальном
положении и нигде подолгу не задерживался. И в потаенную домовую церковь
продолжали приходить люди, чтобы исповедаться и причаститься.
Прощальное письмо
В
1939-м Сергей Шик окончил школу и поступил в Московский университет. Когда
началась война, он вместе с университетом уехал в эвакуацию в Ашхабад. А
Наталья с четырьмя детьми, двумя бабушками, двумя тетями и еще двумя
женщинами, друзьями семьи, осталась в Малоярославце.
В
октябре 1941-го город заняли немцы. Правда, уже через два месяца его
освободили, но жизнь семьи Шиков легче не стала: у Натальи пропала корова, а
в пристройку попала мина. Чтобы как-то выжить, дети отрубали куски мерзлого
мяса убитых лошадей — их много осталось после боев в окрестностях
Малоярославца. Мясо привозили домой на санках и делились с теми, кто сам не
мог его добыть.
Малоярославец, 1939. Слева направо сидят: Мария, Николай, Наталья
Дмитриевна, Елизавета. Стоят: Сергей и Дмитрий.
В конце концов у матушки Натальи обострился давний туберкулез, и 20 июля 1942
года она умерла. До последнего дня она надеялась, что муж жив. И даже написала
ему прощальное письмо: «Дорогой мой, бесценный друг, вот уже и миновала
последняя моя весна. А Ты? Все еще загадочна, таинственна Твоя судьба, все еще
маячит надежда, что Ты вернешься, но мы уже не увидимся, а так хотелось Тебя
дождаться. Но не надо об этом жалеть. Встретившись, расставаться было бы еще
труднее, а мне пора… Имя Твое для детей священно. Молитва о Тебе — самое
задушевное, что их объединяет. Иногда я рассказываю им что-нибудь, чтобы не
стерлись у них черты Твоего духовного облика. Миша, какие хорошие у нас дети!
Этот ужасный год войны раскрыл в них многое, доразвил, заставил их возмужать,
но, кажется, ничего не испортил (...) В Твоем уголке благодать не переставала. Я
думала, так будет лучше для Тебя. Май 1942 г.»
Младших — Дмитрия и Николая — усыновила тетка, сестра матери Анна Шаховская.
Судьбы отца Михаила еще много лет никто не знал: в 1944-м на очередной
запрос сообщили, что «М. В. Шик умер 26 сентября 1938 г. в дальнем лагере».
В 1957 году родные отца Михаила получили справку о пересмотре дела и
реабилитации. И лишь в 1990 году они узнали, что Михаил Владимирович Шик был
расстрелян 27 сентября 1937 года, но место его захоронения неизвестно. В мае
1994 года Дмитрию Шаховскому сообщили, что имя его отца обнаружили в списках
расстрелянных на Бутовском полигоне. Формулировка обвинения: «являлся
активным участником контрреволюционной организации церковников-нелегалов,
принимал активное участие в нелегальном совещании в феврале 1937 г., в г.
Малоярославец им была организована тайная домовая церковь, куда периодически
съезжались единомышленники по организации».
Дмитрия Михайловича попросили помочь установить там поклонный крест. А через
несколько лет по его проекту на полигоне построили деревянную церковь во имя
новомучеников и исповедников Российских. Настоятелем ее стал отец Кирилл
Каледа — внук расстрелянного на Бутовском полигоне друга отца Михаила,
священномученика Владимира Амбарцумова. И хотя позже рядом возвели большой
каменный храм, службы в этой церкви продолжаются.
В материале использованы воспоминания детей отца Михаила Шика, Елизаветы и
Сергея.
|