ЧИЛИЙСКИЕ ДНЕВНИКИ. ВТОРОЙ ДЕНЬ ПЕРЕВОРОТА
(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
12 сентября, среда, утро.
Город словно вымер. Ни людей, ни машин. Хунта объявила
комендантский час круглосуточно. Это означает – 24 часа никто не имеет права
находиться на улице.
Комендантский час. Пустые улицы
Мы выглядываем в окно в тщетной попытке узнать что-либо
новое. На ближнем перекрёстке, у установленного вчера пулемёта, по-хозяйски
расположились солдаты. А прямо
против наших окон, по плоской крыше соседнего дома, деловито шагает ещё один
солдат.
Далеко, на площади, видно - прошёл человек, потом ещё
один. Не густо. Бросаемся к окну на каждый звук автомашины. Проехал джип с
солдатами, стволы винтовок настороженно смотрят вверх. Слышны редкие одиночные
выстрелы, ещё реже - очереди.
Но по этим редким звукам мы понимаем, что борьба с хунтой
(или борьба хунты с народом?) продолжается, хотя и скрытно. Несколько раз
пролетает маленький самолёт, потом вертолёт. По-видимому, патрули
осматривают город.
Выглядывая на улицу, замечаем странное поведение солнца. Оно движется не
слева направо, как мы привыкли в Москве, а справа налево! И в полдень солнце
находится не на юге, а наоборот - на севере! Нет, конечно, мы знали ещё со
школы (и сами испытали во время прошлых гастролей, будучи в Австралии и
Новой Зеландии 3 года назад), что в Южном полушарии времена года
перпендикулярно обратны нашим в Северном полушарии и когда у нас в Москве
осень - в Австралии, Новой Зеландии или Южной Америке в это же время весна.
То есть, вылетев из Москвы в начале осени, в Чили мы попали в начало весны.
Но то, что солнце может двигаться в обратную (для нас, жителей Северного
полушария) сторону, мы как-то не подумали. И были немного ошарашены этим.
Никакого намёка на
растаявший или, как говорят, сошедший снег, не было и в помине. Стояла не
жаркая, но устойчиво тёплая погода, плюс 15-20 градусов по Цельсию. Причём
погода сильно не менялась ни в течение дня, ни день ото дня. Поэтому ни в этот
день, ни в последующие дни погода не отвлекала нас от слежения за стремительно
развивающимися событиями.
Живущие в отеле люди, словно пассажиры попавшего в шторм
корабля, быстро знакомятся друг с другом и хотя не дружат - слишком различен
состав – но стараютя обмениваться той информацией, что знают или слышали от
кого-то. Ходят разные слухи и предположения. О том, что в городе идут
уличные бои и рабочие с оружием в руках отстаивают законную власть
правительства Народного единства. О том, что где-то засели кубинские
экстремисты и не сдаются. Называют их число. 150-250
человек. Но никто ничего точно не знает. Неизвестна также судьба Сальвадора
Альенде и его окружения. В такой неизвестности проходит полдня.
По телевизору, на пустом экране, каждые полчаса передают
длинный список имён и фамилий.
Я насчитал 56 фамилий. Фамилии в основном испано-язычные, но есть
английские, немецкие (немного), одна польская. Что удалось выяснить из
расспросов - эти люди прошли нелегально через границу страны, когда у власти
был социалист-президент Альенде.
- Зачем?
– спросил я.
- Как зачем? - переспросил меня удивлённо кто-то из местных. - Строить
социализм!
И никого не удивило и не обеспокоило, что эти люди прошли в страну через
границу нелегально. И никого не удивило, что эти люди оставили свои страны,
свои семьи, может быть, свою работу и пришли-приехали в Чили. Ведь это так
важно - строить социализм. Вот как сильна мечта о несуществующем и
несбыточном...
А я вспоминаю, что такое же явление было и в СССР в тридцатые годы. Люди
приезжали издалека, я даже знаю
случаи приезда из США! Разница была в том, что в СССР все приезжали
легально. Не для всех это приключение закончилось благополучно. Некоторые
были арестованы и посажены в тюрьму как шпионы. Но были и такие, кто прожил
и проработал свой срок в СССР и уехали домой благополучно. А были
и такие, кто оставили после себя детей в СССР, дети выросли и - уехали в
США, доказав, что они дети американских граждан. Но это уже другая
история...
Второй день переворота. После обеда
После обеда по телевизору показали видео плёнку, запечатлевшую вчерашние события
– атаку на президентский дворец Ла Монеда. (Хотя так и нет точных
сведений о том, что дворец захвачен войсками хунты.) На плёнке - танки на
узких улицах Сантьяго, обыск людей, стрельба, беготня.
Бегут все. И мирные
жители, и солдаты. Только бегут они в разные стороны. Жители - от дворца,
солдаты - к дворцу. На экране телевизора - атака на президентский дворец.
Репортёр, снимающий атаку с места события, бежит в цепи солдат. Камера качается
в ритме бега и мы как бы “бежим в атаку с солдатами”. Из президентского дворца
слышна длинная очередь, репортёр падает вместе с камерой, мы тоже “падаем” на
землю, но камера продолжает работать и теперь мы видим всё происходящее на
экране как бы лёжа на боку. А может быть, этот репортёр убит во время атаки?..
Время тянется, но оператор не поднимается. После минуты, которая тянется очень
долго, камеру переключают на другого оператора. И атака продолжается. Стрельба
становится всё яростнее. Потом затишье... относительное...
Показали личную
резиденцию Президента Альенде после атаки и бомбардировки. Кое-что
пострадало, но многое сохранилось. Солдат, комментирующий показ,
подсчитывает бутылки с вином, банки с кофе и т.д. Потом подсчитывает
костюмы, рубашки Президента (экс-Президента, как он выражается. - Позвольте,
но о судьбе Президента Альенде ещё ничего не известно!). Такое впечатление,
что роется в белье. Особо останавливается на подарках с Кубы, от Фиделя
Кастро. У Альенде было личное оружие - автомат с дарственной надписью “Другу
и соратнику по борьбе от Фиделя Кастро”. Это оружие показывают близко к
камере. На этом показ вчерашних событий закончивается. Мы опять в
сегодняшнем дне.
4 часа дня, стрельба постепенно стихает. По крышам
некоторых домов, пригибаясь, пробегают солдаты. На некоторых зданиях появляются
национальные флаги. Видимо, в этом районе поддерживают хунту. В других районах
города не видно никакого движения. Народ в этом путче явно не участвует.
В 4:30 дня на нашей улице, прямо перед отелем, появляются солдаты. Мы следим из
окна, что же будет дальше. Медленно, спиной к домам и лицом к улице,
бочком-бочком продвигаются мимо отеля, подняв карабины вверх, на наши окна.
Машут нам руками, чтобы мы закрывали окна и задергивали шторы. Злые, свирепые
лица. Медленно движутся, всё время озираясь по сторонам, направляясь к большому
6-этажному зданию наискосок от отеля, на котором висит плакат: “Нет гражданской
войне! Нет фашизму!”. Мы с любопытством следим
за их действиями, переходя от окна к окну, перебегая из
номера в номер гостиницы. Наше любопытство понятно - никогда раньше, ни у себя в
стране, ни за рубежом мы не были внутри военных действий, никогда не видели
переворот своими глазами.
Дымяшийся после пожаров Сантьяго-де-Чили
Второй день
переворота. Вечер
Солдаты устанавливают напротив ворот дома небольшую пушку типа базуки. Залп.
Ворота стоят. Ещё залп. В ворогах дыра, но и стрелявший солдат падает,
скорчившись. Его уносят. Солдаты осторожно пролезают через дыру в воротах во
двор. Через несколько минут выводят двух мужчин, ставят лицом к стене,
обыскивают. Уводят. Потом выводят третьего. То же самое - обыскивают лицом к
стене, уводят. Солдаты начинают обыскивать всё здание снизу доверху (видимо,
это какой-то комитет). Через несколько минут вылезают на крышу. На плоской,
как везде в Латинской Америке, крыше стоит чердачный домик. Солдаты пытаются
открыть дверь - она не поддаётся. Стреляют. Дверь не поддаётся. Выбивают
стекло прикладом, влезают внутрь. Через несколько минут вылезают, не найдя
никого. Выбросив на улицу бумаги и рабочие каски, осторожно покидают здание
и так же осторожно, как пришли, начинают уходить обратно, опять мимо окон
нашей гостиницы.
Напоследок кто-то из солдат, видимо,
упиваясь чувством власти (другого объяснения не найти), стреляет по окнам
нашей гостиницы. Попадает в соседний с нами номер,
там наши молодые танцовщицы, впервые выехавшие в зарубежную поездку. Весь
этаж высыпал в коридор, все
выскочили из своих номеров. Наши девушки тоже выбежали
из номера, слёзы на глазах, но стараются держаться бодро. Обсыпаны
штукатуркой - пуля пробила стекло, прорвала портьеры и отбила штукатурку на
потолке. Все, кто выбежал в коридор, теперь боятся заходить обратно.
Нам передали приказ
администрации отеля: свет в номерах выключить и больше не включать,
телевизоры притушить (в тех, старых моделях телевизоров, можно было менять
яркость экрана). Забегая вперёд, скажу, что так, в темноте, мы и прожили все
наше время пребывания в этом отеле.
Леонид Шагалов, солист Государственного хореографического ансамбля «Березка»
1968-1982 гг.
Фотографии представлены автором из личного архива.
Продолжение следует...
|