КАК НЕ СТАТЬ РЕБЕНКУ ЧУЖИМ?
Сколько времени в идеале нужно проводить с детьми? Как быть, если из-за
занятости родителям этого времени катастрофически не хватает? Чем интересно
и полезно заниматься с ребенком в разных его возрастах? А есть ли ситуации,
когда участие родителя в жизни чада как раз нежелательно? Своими
рекомендациями с нами поделились психологи Катерина Дёмина и Евгения
Пайсон.
Не думайте о времени
Дело не в том, сколько времени вы проводите с детьми, а как именно вы его
проводите. В английском языке есть даже специальное понятие quality time —
качественное время, то есть время, которое человек с пользой и удовольствием
проводит в компании любимых людей.
Времени ни у кого нет, совершенно верно. А работа недоделана, окна грязные,
в квартире беспорядок, в Интернете опять кто-то неправ. Но помытые окна
опять запачкаются, в Интернете кто-то будет неправ всегда, беспорядок в
квартире вернется. А дети вырастут и больше никогда не будут маленькими. И
уже не нам с ними, а им с нами будет скучно.
Американский врач Харли Ротбарт в журнале для родителей «Parental Magazine»
советует представить себе в самые занятые и сумасшедшие дни с детьми, что
дети уже выросли и уехали из дома.
Так сколько же времени уделять детям? А сколько есть. Главное, чтобы это
время доставалось только детям, не тратилось ни на что другое. «Есть
тридцать минут перед сном — хорошо. Есть сорок — прекрасно! Есть час —
замечательно! — говорит Евгения Пайсон. — Но это должно быть время только
для ребенка. Ни компьютера, ни телевизора, ни телефона, ни разговоров с
другими людьми в это время не должно быть.
«Не стоит поднимать важные вопросы, если у вас свободных только пять минут —
найдите время, чтобы серьезно поговорить с ребенком, если это нужно. И
никаких выволочек и ссор за полчаса перед сном! Это время радостного и
спокойного общения.
Не перекармливайте заботой
Другая родительская крайность — стремление каждую минуту, проведенную с
ребенком, наполнить развивающими занятиями. Вложить в ребенка как можно
больше «полезной информации», интенсивно развивать его во что бы то ни
стало.
Родители очень хотят, чтобы ребенок был культурно и интеллектуально
развитым. А значит — музеи и научно-популярные фильмы, компьютерные обучалки
и экскурсии, хорошие книжки и мировая классика кино… А ребенок
сопротивляется. Почему? Да потому что воспринимает такой просветительский
зуд как давление, как агрессию.
«Как только возникает мысль про “вложить” — начинается агрессивное
взаимодействие, — говорит Катерина Дёмина. — Неагрессивное взаимодействие с
ребенком — это когда вы или находите форму для заполнения его чувств, или
ведете его за собой. А “вложение” — это путь в никуда, это реализация
собственных родительских амбиций. Ребенок не должен становиться смыслом
вашей жизни. А получается, что свободы и выбора у него нет — мама все время
его к чему-то тащит».
А еще бывает так, что родители становятся для своих детей этакими
«аниматорами», массовиками-затейниками.
Добросовестные и усердные мамы старательно придумывают для своих детушек
интересные занятия на каждый день — и в конце концов замечают, что дети —
вместо того, чтобы с восторгом подхватывать каждое творческое занятие,
вместо того, чтобы расти изобретательными и креативными, — вообще не хотят
заниматься ни домашними опытами, ни рукодельем, да и сами занять себя не
очень умеют. Они сидят, как птенцы с раскрытыми клювиками, и ждут, когда
мама принесет чего-нибудь интересненького, да еще капризничают, что она
предлагает скучное.
Как же так вышло? А все просто: эти занятия были нужнее маме, чем ребенку.
Это ей важно чувствовать себя хорошей мамой, она пытается накормить ребенка
самым вкусным и занять самым интересным еще до того, как он захочет есть и
чем-то заниматься. Мама, которая всю себя посвящает ребенку, обычно
компенсирует свою внутреннюю пустоту. И всю свою бешеную энергию она
выплескивает на ребенка — и думает, что для его же пользы.
Но дети рано или поздно вырастут — и чем будет жить мама? Люди, которые
живут насыщенной собственной жизнью, в состоянии включить в нее и своих
детей. Когда человек любит свое дело — это заразительно и дети подхватывают
увлеченность от родителей.
Не замещайте бабушек и друзей
Лучшие воспоминания детства — это как мы с друзьями делали секретики,
пускали кораблики, рыли пещеры в снегу и прыгали на кучах осенних листьев.
Но сейчас, когда детская дворовая культура почти умерла, нашим детям никто
не может передать сакральных знаний о том, как делать пищалки из стручков
акации и пускать кораблики из коры или обгоревших спичек по весенним ручьям.
А дети приходят в гости к друзьям и не хотят идти на улицу, а хотят сидеть
за компьютером? Значит, надо, чтобы родители познакомили детей с
человеческим опытом. И родители делятся найденными в интернете списками —
сто прекрасных дел, которыми надо заняться вместе с ребенком… «Бабушки и
дедушки, — поясняет Катерина Дёмина, — передают знания о жизни, о роде, о
способе жить; родители — устанавливают правила и границы. Если уж хочется,
чтобы ребенок понимал и чувствовал природу, умел в ней жить — надо вывезти
его в настоящую деревню, оторвать от планшета, отнять у цивилизации — тогда
дети там быстро всему учатся. И присутствие родителей вовсе не обязательно».
Если ваш ребенок не может перенимать этот опыт у других, старших детей —
научите его сами, но вместе с другими детьми. «Если ребенка никто не научил
пускать кораблики, пойдите на шаг вперед, — советует Евгения Пайсон. —
Возьмите ребенка и парочку его друзей, научите их пускать кораблики и
оставьте их в покое. Отведите их в парк, в лес, покажите им, как делать
что-то прекрасное — и пусть они это делают, но сами.Просто стоит помнить,
что мама не может стать товарищем по играм. Увлеченной маме не стоит бегать
с десятилетним сыном по гаражам и стройкам: это и неуместно, и небезопасно.
Но прятаться под одеялом с фонариком или делать дом из стульев лучше с
друзьями. Родители не могут заменить ребенку друзей — им надо позаботиться о
том, чтобы у ребенка была компания — и чтобы они могли себя занять».
Не начинайте ничего без детей
Для каждого возраста — свои подходящие занятия: с маленьким особо не
поговоришь, с подростком, кажется, уже и не поиграешь, и не порисуешь…
Родительская фантазия вообще быстро истощается: ну хорошо, есть свободный
выходной, и чем его занять? Зависит от возраста.
Старший дошкольный возраст — ребенок осваивает мир людей — мир вокруг него —
значит, мы играем с ним в ролевые игры, помогаем понять разные модели
человеческого поведения, решать сложные проблемы взаимоотношений. Мы водим
его по этому миру, помогаем ему осваивать его, вступать в контакты с ним —
делать покупки, брать книги в библиотеке, ездить в транспорте.
Уже начинаются мастер-классы и экскурсии на различные производства. Длинные
вечерние прогулки без особой цели — тоже прекрасное время для бесед и
открытий.
Младший школьный возраст — изучение того, как устроен физический мир.
Идеальное время для экскурсий в научные музеи и домашних опытов. Самое время
проращивать семена, устраивать извержения вулканов, запускать ракеты и
строить лего-миры. А вот со среднего школьного возраста им уже становится не
очень интересно с нами. Им уже хочется общаться с ровесниками. И тут игры
постепенно вытесняются чтением и разговорами о том, что их волнует. Впрочем,
играть все равно надо — хотя родители не представляют, во что. Между тем
существует множество прекрасных настольных, напольных и командных игр,
которые интересны и взрослым.
Не увлекайтесь «детскими» делами
Вовсе не обязательно заниматься с ребенком только специфически «детскими»
делами. Тут действует общий принцип: занимайтесь тем, что вам самим
нравится. «Это как в психотерапии — лечит не метод, а контакт, — говорит
Катерина Дёмина. — Вовлечете ребенка в свое дело — получите партнера по
увлечению».
Взять его на интересный родителям концерт, не прогонять из комнаты, когда
пришел интересный гость — пусть дитя молчит и слушает, иногда это память на
всю жизнь; взять с собой на работу — пусть увидит, чем родители занимаются,
пусть посмотрит на них необычных, других, в непривычной роли далеких и
важных профессионалов; посадить его помогать с переводом, попросить его
проэкзаменовать маму по билетам ПДД — все это тоже очень полезно.
Здесь важно сохранить контакт и способность разговаривать; здесь дети уже
могут здорово помогать родителям в сложных делах; уже возможна совместная
работа, совместный ремонт, совместное планирование. Рассказывать про свой
день, своих друзей, свои наблюдения — можно. Объяснять ему, как он неправ —
нельзя. Валять дурака — нужно!
Можно учить подростков водить машину. Ходить с ними в кино по их выбору.
Можно вместе с ними переустроить их комнату или ванную — пусть переклеят
обои, покрасят стены, выберут стиль интерьера. Можно готовить с ними,
особенно если они собираются кормить друзей. Ходить с ними на игры, если они
интересуются спортом, и концерты, если музыкой. Брать их с собой на работу —
пусть втягиваются!
Не открывайте филиал школы
Нет, все это в теории прекрасно, а на практике мама приходит вечером домой,
садится с малюткой за алгебру — и весь вечер псу под хвост. И все общение —
это уроки и вокруг уроков, потому что они вечно не сделаны, а в школе вечно
проблемы. Тут, извините, не до морского боя и не до баловства.
Удержаться от постоянного вопрошания ребенка о сделанных или несделанных
уроках, причинах двоек и жалобах учителей — невероятно трудно, особенно если
учится он не слишком хорошо. Сейчас, когда в школах появились электронные
дневники, родители начали тревожно следить за успехами чад в режиме онлайн,
встречать их из школы вопросами о тройке по алгебре и подолгу сидеть с
детьми за выполнением домашних заданий.
«Как учеба вашего ребенка влияет на вас? — спрашивает Катерина Дёмина. — Чья
это проблема? Почему вас так беспокоит, считают ли вас хорошей матерью или
плохой? Вы считаете, это правильно, что вас оценивают в зависимости от учебы
ребенка? Почему вы слушаете от учителей гадости? Зачем вам брать на себя
ответственность за учебу ребенка? С ним не надо бесконечно сидеть над
уроками — это его зона ответственности. Это у него, а не у вас, должны быть
неприятности, если он плохо учится. Нормально организованная помощь с
домашней работой — это когда ребенок работает сам, потому что это нужно ему,
а не маме, а мама приходит на помощь, когда ему трудно. Мама-помощник — да.
Мама-надзиратель — нет. Если мама полностью берет на себя ответственность за
учебу ребенка — ребенок быстро перепоручает эту ответственность ей. И учится
теперь не потому, что ему это важно, нужно, интересно — а потому, что это
нужно маме.
Не забывайте вместе строить планы
Прекрасная и полезная часть детства — походы и путешествия. Правда, в нашем
детстве все было сложнее и героичнее. «Туда автобусом, потом электричкой,
потом пешком, — говорит Катерина Дёмина. — А сейчас посадили ребенка на
заднее сиденье, дали планшет — и три часа потеряны для жизни»… А ведь их
можно было потратить с пользой и смыслом.
Как именно? Привлекать ребенка к планированию — выходных ли, путешествий ли.
«Придумайте вместе с ребенком, чем вы будете заниматься в каждые выходные в
течение месяца, — советует Евгения Пайсон. — Запишите его идеи и свои идеи
на бумажках, перемешайте их и к выходным вытягивайте по бумажке, так
получите разнообразную культурную программу, и все будут довольны.
Ирина Лукьянова
|