НАСТАВЛЕНИЯ СЕРАФИМА САРОВСКОГО
О попечении о душе
Человек по телу подобен зажженной свече. Свеча должна
сгореть, и человек должен умереть. Но душа бессмертна, потому и попечение наше
должно быть более о душе, нежели о теле: кая бо польза человeку, аще прiобрящетъ
мiръ весь и отщетитъ душу свою или что дастъ человeкъ измeну за душу свою (Мк.
8, 36; Мф. 16, 26), за которую, как известно, ничто в мире не может быть
выкупом? Если одна душа сама по себе драгоценнее всего мира и царства мирского,
то несравненно дороже Царство Небесное. Душу же почитаем драгоценнее всего по
той причине, как говорит Макарий Великий, что Бог ни с чем не благоволил
сообщиться и соединиться своим духовным естеством, ни с каким видимым созданием,
но с одним человеком, которого возлюбил более всех тварей Своих (Макарий Вел.
Слово о свободе ума. Гл. 32).
Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Кирилл
Александрийский, Амвросий Медиоланский и прочие от юности до конца жизни были
девственники; вся их жизнь была обращена на попечение о душе, а не о теле. Так и
нам все старания должно иметь о душе; тело же подкреплять для того только, чтобы
оно способствовало к подкреплению духа.
О мире душевном
Ничто лучше есть во Христе мира, в нем же разрушается
всякая брань воздушных и земных духов: нeсть бо наша брань къ крови и плоти, но
къ началомъ и ко властемъ и къ мiродержителемъ тьмы вeка сего, къ духовомъ злобы
поднебеснымъ (Ефес. 6, 12).
Признак разумной души, когда человек погружает ум внутрь
себя и имеет делание в сердце. Тогда благодать Божия приосеняет его, и он бывает
в мирном устроении, а посредством сего и в премирном: в мирном, т. е. с совестью
благою, в премирном же, ибо ум созерцает в себе благодать Св. Духа, по слову
Божию: въ мирe мeсто Его (Пс. 75, 3).
Можно ли, видя солнце чувственными очами, не радоваться? Но
сколько радостнее бывает, когда ум видит внутренним оком Солнце правды Христа.
Тогда воистину радуется радостью ангельскою; о сем и апостол сказал: наше житiе
на небесeхъ есть (Фил. 3, 20).
Когда кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею
черпает духовные дары.
Святые отцы, имея мирное устроение и будучи осеняемы
благодатью Божией, жили долго.
Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от
себя и на других изливать свет просвещения разума; прежде же сего человеку
надобно повторять сии слова Анны пророчицы: да не изыдетъ велерeчiе изъ устъ
вашихъ (1 Цар. 2, 3), и слова Господни: лицемeре, изми первeе бревно изъ очесе
твоего: и тогда узриши изъяти сучецъ изъ очесе брата твоего (Мф. 7, 5).
Сей мир, как некое бесценное сокровище, оставил Господь наш
Иисус Христос ученикам Своим пред смертью Своею, глаголя: миръ оставляю вамъ,
миръ Мой даю Вамъ (Иоан. 14, 27). О нем также говорит и Апостол: и миръ Божiй,
превосходяй всякъ умъ, да соблюдетъ сердца ваша и разумeнiя ваша о Христe Иисусe
(Фил. 4, 7).
Если не вознерадит человек о потребностях мирских, то не
может иметь мира души.
О хранении сердца
Мы неусыпно должны хранить сердце свое от непристойных
помыслов и впечатлений, по слову Приточника: всякимъ храненiемъ блюди твое
сердце отъ сихъ бо исходища живота (Притч. 4, 23).
От бдительного хранения сердца раждается в нем чистота, для
которой доступно видение Господа, по уверению вечной Истины: Блажени чистiи
сердцемъ, яко тiи Бога узрятъ (Мф. 5, 8).
Что втекло в сердце лучшего, того мы без надобности
выливать не должны; ибо тогда только собранное может быть в безопасности от
видимых и невидимых врагов, когда оно, как сокровище, хранится во внутренности
сердца.
Сердце тогда только кипит, будучи возжигаемо огнем
Божественным, когда в нем есть вода живая; когда же вся выльется, то оно
хладеет, и человек замерзает.
Об отчаянии
Как Господь печется о нашем спасении, так человекоубийца -
диавол старается аривести человека в отчаяние.
Отчаяние, по учению св. Иоанна Лествичника, раждается или
от сознания множества грехов, отчаяния совести и несносной печали, когда душа,
множеством язв покрытая, от невыносимой их боли погружается во глубину отчаяния,
или от гордости и надмения, когда кто почитает себя не заслуживающим того греха,
в который впал. Первого рода отчаяние влечет человека во все пороки без разбора,
а при отчаянии второго рода человек держится еще своего подвига, что, по словам
св. Иоанна Лествичника, и не совместно разуму. Первое врачуется воздержанием и
благою надеждою, а второе - смирением и неосуждением ближнего (Лест. степ. 26).
Душа высокая и твердая не отчаивается при несчастьях, каких
бы то ни было. Иуда предатель был малодушен и неискусен в брани, и потому враг,
видя его отчаяние, напал на него и принудил его удавиться; но Петр - твердый
камень, когда впал в великий грех, как искусный в брани, не отчаялся и не
потерял духа, но пролил горькие слезы от горячего сердца, и враг, увидя их, как
огнем палимый в глаза, далеко убежал от него с болезненным воплем.
Итак, братья, учит преп. Антиох, когда отчаяние будет
нападать на нас, не покоримся ему, но, укрепляясь и ограждаясь светом веры, с
великим мужеством скажем лукавому духу: что нам и тебе, отчужденный от Бога,
беглец с небес и раб лукавый? Ты не смеешь сделать нам ничего.
О должностях и любви к ближним
С ближними надобно обходиться ласково, не делая даже и
видов оскорбления.
Когда мы отвращаемся от человека или оскорбляем его,тогда
на сердце нашем как бы камень ложится.
Дух смущенного или унывающего человека надобно стараться
ободрить словом любви.
Брату грешащу, покрой его, как советует св. Исаак Сирин
(Сл. 89): простри ризу твою над согрешающем и покрой его. Мы все милости Божией
требуем, как Церковь поет: аще не Господь бы был в нас, кто доволен цел сохранен
быти от врага, купно же и человекоубийцы.
Мы в отношении к ближним должны быть, как словом, так и
мыслью, чисты и ко всем равны; иначе жизнь нашу сделаем безполезною.
О милостыне
Должно быть милостиву к убогим и странным; о сем много
пеклись великие светильники и отцы Церкви.
В отношении к сей добродетели мы должны всеми мерами
стараться исполнять следующую заповедь Божию: Будите убо милосерди, якоже и
Отецъ вашъ милосердъ есть (Лук. 6, 36), а также: милости хощу, а не жертвы (Матф.
9, 13).
Сим спасительным словам мудрые внимают, а неразумные не
внимают; оттого и награда неодинакова, как сказано: сeющiи скудостiю, скудостiю
и пожнутъ; сeющiи же о благословенiи, о благословенiи и пожнутъ (2 Кор. 9, 6).
Пример Петра Хлебодара (Чет. Мин., сент. 22), который за
кусок хлеба, поданный нищему, получил прощение во всех его грехах, как это было
показано ему в видении,- да подвигнет нас к тому, чтобы и мы были милостивы к
ближним: ибо и малая милостыня много способствует к получению Царства Небесного.
О терпении и смирении
Надобно всегда терпеть все, что бы ни случилось, Бога ради,
с благодарностью. Наша жизнь - одна минута в сравнении с вечностью; и потому
недостойны, по Апостолу, страсти нынeшняго времене къ хотящей славe явится въ
насъ (Рим. 8, 18).
Оскорбления от других переносить должно равнодушно и
приобучаться к такому расположению духа, как бы их оскорбления не до нас, а до
других касались.
В молчании переноси, когда оскорбляет тебя враг и единому
Господу открывай тогда свое сердце.
Когда люди поносят нас, мы должны считать себя недостойными
похвалы. Ежели бы были достойны, то бы все кланялись нам.
Мы всегда и пред всеми должны уничижать себя, следуя учению
св. Исаака Сирина: уничижи себе и узришь славу Божию в себе (Сл. 57).
Не сущу свету, вся мрачна, так и без смирения ничего нет в
человеке, как только одна тьма. Посему возлюбим смирение и узрим славу Божию;
идеже бо истекает смирение, тамо слава Божия источается.
|