СРЕТЕНЬЕ ГОСПОДНЕ. С ПРАЗДНИКОМ ВАС!
Слово «сретение» означает встречу. Но Встречу особенную, потому мы и
пишем ее с заглавной буквы. В основе праздника – рядовое, бытовое событие:
на сороковой день после Рождения Иисуса родители Богомладенца Мария и
плотник Иосиф приходят в храм. Здесь, в Иерусалимском храме, и происходит
Встреча, увековеченная в Евангелии от Луки.
Задолго до рождения Богомладенца жил в Иерусалиме праведник Симеон -
переводчик Священных текстов с древнееврейского на греческий. Переводя пророка
Исайю и его пророчества о том, что грядущий Спаситель, Мессия, родится от Девы,
Симеон усомнился в том, что Дева, не познавшая мужа, может родить. Тогда Симеону
явился Ангел и сказал, что он будет жить до тех пор, пока воочию не увидит
Мессию. Жизнь в бесконечности, жизнь, не имеющая логического конца, как
оказалось, может быть и не в радость. Евангелие, отдельно не останавливаясь на
этом моменте, дает понять: старец Симеон жил все эти долгие годы ожиданием
Встречи с Мессией. Долгие-долгие годы в ожидании Сретения.
И вот сорокадневного Младенца Иисуса родители приносят в Иерусалимский
храм. Сюда же, именно в этот день, ведомый Божьим вдохновением, приходит и
старец Симеон. В Сыне бедного плотника из Назарета Симеон узнает Мессию и берет
Младенца на руки. Смотрите, сколько тепла и нежности в этой сцене, рисуемой
Бродским:
"И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке Храма.
...И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона".
"Свершилось! Я дождался Тебя, и теперь могу уйти!" – бьется радость в
сердце библейского старца. И Симеон произносит знаменитые слова: "Ныне
отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром..."
"Теперь Ты отпускаешь меня, Господь, отпускаешь уйти дорогой отцов,
разрешаешь пройти через дверь смерти, и эти врата уже не страшны для меня – ибо
я видел Спасение – мое и Твоих людей".
Теперь Симеон может отойти в вечность, теперь он может сойти в мир
усопших, неся туда, первым, весть: он видел на земле Бога, пришедшего в наш
мир плотью.
С этого момента старца Симеона, принявшего в руки Младенца Христа, так
и называют – Симеон Богоприимец, Симеон, принявший Бога.
Как сообщает дальше Евангелие, Иосиф и Мария, услышав слова праведного
старца, "дивились сказанному", а Симеон, благословив их, продолжил
пророчество.
"...и сказал Марии, Матери Его: се (т.е. вот), лежит Сей на падение и
на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий – и Тебе Самой оружие
пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец". Это слова о той борьбе,
которая развернется вокруг явившегося в мир Спасителя. Слова, предсказывающие
крестный путь Богородицы, Ее страдания, когда Она будет стоять у Распятия Своего
Сына. Посмотрите, как эпизод рисует чеканный стих Бродского:
"И старец сказал, повернувшись к Марии:
"В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око".
Пророческие слова старца Симеона к Марии "и Тебе Самой оружие пройдет
душу" легли в основу знаменитых икон "Умягчение злых сердец" и "Семистрельная".
Эти чудотворные образы похожи, на них Богородица изображена с вонзенными в ее
сердце мечами. Перед иконами молятся о мире, желая смягчить сердца врагов.
Евангелие не рассказывает о том, что произошло дальше со старцем
Симеоном. Бродский гениально дорисовывает сцену, описанную евангелистом
Лукой, – уход Симеона Богоприимца из Иерусалимского храма. Уход не в смерть,
уход в Жизнь Вечную:
"Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась".
Гениально схваченный образ: старец Симеон, ожидающий Встречи – Сретения
с Богомладенцем, родившемся от Девы, ожидающий Встречи как избавления от
противоестественно затянувшейся жизни, и, – о, чудо! – Встреча, которая
становится не столь долгожданным концом, но дверью, открытой в Жизнь Вечную.
Открытой отныне для всех нас!
Но где же во всей этой истории философия? Люди веками задумывались над
тем, а так ли уж хорошо жить вечно? Что главное надо успеть в жизни? На первый
вопрос евангельский сюжет даёт вполне определённый ответ - жизнь без Встречи
бессмысленна, даже если это бесконечно долгая жизнь. Выходит, такая Встреча и
есть главное. Но это еще не всё.
Давайте обратим внимание на один принципиальный момент: старцу Симеону
Бога поднесли не ангелы, люди! Юная Дева Мария и плотник Иосиф явили Симеону
Богомладенца. Так было две тысячи лет назад, так есть и сейчас. У каждого
своя Встреча с Богом. И всегда она происходит не через ангелов, не через
дивные видения. Встреча с Богом происходит через людей. Всегда и обыденно, и
необыкновенно. Через чью-то жертвенность, бескорыстие, любовь, чье-то
прощение и милосердие... Когда за человеческим поступком нам зримо явлено
присутствие Божье в нашем мире. С праздником!
Мария Городова
Фото на главной: Рембрандт. Старец Симеон и Анна узнают Господа в Иисусе.
Как и в большинство церковных праздников, в день Сретение Господне
необходимо соблюдать общепринятые традиции. Считается, что 15 февраля нужно
отдыхать и веселиться, чтобы встретить приближающуюся весну в хорошем
расположении духа.
В праздник запрещается:
— гадать;
— распивать спиртные напитки;
— конфликтовать, спорить, ругаться с близкими людьми;
— заниматься уборкой и другими домашними делами;
— париться в бане;
— венчаться.
Верующие считают, что если нарушить эти запреты, то можно навлечь беду
на себя, на родных и близких.
Традиции праздника:
— ходить в церковь;
— проводить время с родными, обедать вместе;
— печь блины;
— помогать и кормить бездомным животным;
— поблагодарить родных и близких за любовь, которую они даруют.
|