КАК НЕ УМЕР БЕТХОВЕН
Как-то раз Бетховен решил умереть. Но не умер. Вернее, – умер, конечно.
Через тридцать лет. Сейчас бы ему сказали: «Слушай, ну это не дело. Давай
сходи к психотерапевту».
Но, во-первых, тогда с психотерапевтами была напряжёнка, а во-вторых, даже
если бы он и пошёл, психотерапевт сразу бы спросил – какие у Вас, Людвиг,
отношения с родителями?
А отношения с родителями у Людвига были так себе – мама у него умерла, а папа
всё детство делал из него вундеркинда – с папой Моцарта соревновался. Это была
изначально провальная затея – Моцарт был умница и солнышко, гастролировал и
улыбался. Он был совсем другого формата ребёнок.
А Бетховен был хмурый и лохматый, и на папу огрызался. А папа его бил. Короче,
психотерапевт бы, наверное, просто разбогател на этом деле. Но психотерапевта у
Бетховена не было. Поэтому, как человек европейский и культурный, он решил
написать завещание – нельзя ж умирать без завещания. И как это часто бывает –
когда он изложил свои проблемы в письменном виде, ему как-то полегчало.
Ситуация у Бетховена была, прямо скажем, не айс. Шестой год он боролся с
глухотой, старался не падать духом, но как тут не падать? Он лечился – и всё
мимо. Скрывал – его принимали за сумасшедшего. На личном фронте тоже была засада
– Джульетта (да, её звали Джульетта) – ушла, причём так пакостно ушла, как не
все и умеют. «Я люблю тебя, ты гений, но ты уже признан, я нужнее другому...»
Что надо с такой барышней сделать? Правильно, надо ей посвятить Лунную сонату.
Издатели и друзья будто сговорились – что-то, Вы, Людвиг, непонятно писать
стали. Слушать трудно, публика скучает. То ли дело раньше. И денег платить стали
меньше. Бетховен как раз находился на переходе к своему зрелому творчеству.
Но это уже сейчас, через двести лет, все знают. А Бетховен тогда был не в курсе,
что он на переходе, а просто грустно ему было и тревожно, почему его вдруг
перестали понимать. И вот он сидел – одинокий, глухой, непонятый и без денег...
А умирать всё-таки передумал.
И как хорошо, что он передумал, правда? Послушайте семнадцатую сонату –
вот как раз на ней он и передумал. Если бы Бетховен не передумал, мы б остались
без Авроры. И без Аппассионаты. И без трёх последних сонат. И без Хаммерклавира.
Хотя кого я обманываю – Хаммерклавир мне не жалко.
Лист и Черни остались бы без Учителя. Евросоюз – без гимна.
Половина струнников – без работы. И миллионы бы не
обнимались. И никто бы так и не узнал, как судьба стучится в дверь. Ужас, да?
Поэтому мы теперь можем радоваться с утра до вечера. Что Бетховен всё-таки
передумал.
Мария Пустовит
|