ПО МИРУ – С РУССКИМ ТАНЦЕМ
Часть 1. 1974 год – Испания, Франция (Париж)
Начался 1974 год. Для нас, артистов Государственного хореографического
ансамбля “Берёзка”, жизнь текла своим чередом. Репетиции, концерты,
постановки новых танцев.
Моей дочке Наташе в феврале
исполнился годик. Как результат четырёх-месячного путешествия папы по Южной
Америке и Чехословакии, она отвыкла от меня и поначалу боялась. Плакала при
моём приближении, пряталась за маму. Но сейчас мы с ней опять подружились -
и играли, и гуляли вместе, наслаждаясь общением.
Объявлены планы - поездка в Испанию. Мы восприняли эту весть со спокойным
удовлетворением. Мы уже были в Испании 3 года назад, в 1971 году, за два
месяца объездили
всю страну вдоль и поперёк. Трудно сказать, где мы только не
были!
В больших городах и в маленьких, в курортах на берегу Средиземного моря и в
горах Баскии, мы видели корриды и огненные танцы фламенко, мы видели выступления
лучших тореадоров, таких
как Эль Кордобес (El Córdobes) и
Мануэль Ортис (Manuel
Ortiz),
общались с лучшими танцовщиками фламенко - Антонио Солер (Antonio
Soler),
Антонио Гадес (Antonio
Gades)
и Маруха Гарридо (Maruja
Garrido).
Нас, казалось, уже ничем нельзя было удивить. Поэтому мы восприняли новость о
поездке в Испанию довольно спокойно.
Испания
Но Испания удивила нас погодой и природой. Вылетев в конце февраля из
заснеженной, вьюжной Москвы, мы оказались в тёплой, но не жаркой, солнечной
Испании. Мы могли ходить на пляж. Вода ещё была холодная, о купании не могло
быть и речи, но в тех городах, которые у моря, мы нежились и набирались
солнечной энергией.
В самих городах ничего не
изменилось. В магазинах были те же товары, что и три года назад, и продавались
они по тем же ценам. За товарами по дешевым ценам мгновенно выстраивалась
очередь. При Франко страна не менялась и люди жили небогато.
В середине месяца гастролей по
Испании начали проявляться детали нашего продолжения поездки во Францию.
Точнее, в Париж. Мы едем на открытие нового Дворца Конгрессов в Париже. Мы
будем открывать Дворец Конгресов в Париже! Мы будем самыми первыми артистами
на сцене самого значимого на сегодняшний день во Франции здания – Дворца
Конгресов! Это почетно! Это волнующе!
Оказывается, такой
интернациональный город, каким является Париж, можно сказать, перекрёсток
мировых дорог, не имел Дворца Конгрессов (равного Дворцу Съездов в Москве,
который был открыт ещё в 1961-м году).
А сейчас, в 1974-м году,
французское правительство обратилось к советскому правительству с просьбой
прислать именно Ансамбль “Березка” для открытия их главного Дворца страны.
Успешно закончив наши концерты в нескольких небольших городах Испании, после
короткого перелёта мы приземлились в Париже и на следующий день на больших
комфортабельных автобусах торжественно-медленно подъехали к новенькому
громадному зданию Дворца Конгрессов.
Париж
Торжественность ситуации заключалась в том, что французское правительство
попросило советский ансамбль танца (почетных иностранцев!) открыть самую
престижную сцену страны, концертный зал номер 1, каким предстояло стать
Дворцу Конгрессов в Париже. И советское правительство согласилось и послало
Ансамбль “Берёзку” в Париж открывать Дворец Конгрессов.
Но мало того, чтобы открыть и
первыми дать концерт на новой сцене, что само по себе почётно. Французское
правительство предложило нам дать 45 концертов на этой сцене! Они настолько
были уверены в нашем успехе, что запланировали такой длительный срок
выступлений на одной и той же сцене!
Перебирая в памяти гастроли
различных коллективов в нашей стране или гастроли наших, советских
коллективов в разных странах, я не могу найти аналога
нашим выступлениям в Париже. Это был
уникальный случай!
Для сравнения - я вспомнил знаменитые гастроли Нью-Йоркского Городского
Балета (New
York
City
Ballet)
под руководством выдающегося хореографа Джорджа Баланчина в 1962 году в
Москве. Я был молодой, начинающий артист и старался смотреть все
гастролирующие в СССР коллективы, учился, набирался опыта, поэтому вспомнил
те гастроли.
А знаменитыми они были потому, что эти гастроли проходили на государственном
уровне, под патронажем Государственного Департамента США и Министерства
Иностранных Дел СССР. Вся балетная Москва была взбудоражена. Билеты
распродавались моментально и перепродавались за огромные деньги. Ажиотаж в
балетной среде был необыкновенный!
Имена незнакомых доселе Жака Д’Амбуаза и Эдварда Виллеллы запоминались
навсегда, а их невиданные прыжки старались повторить в своих театрах все
московские танцовщики на следующий день после спектакля.
Одновременно с гастролями
New
York
City
Ballet в
СССР, в США проходили гастроли балета Большого Театра. Оба коллектива
старались изо всех сил. Этими гастролями правительства обеих стран хотели
доказать преимущество не только их балета, но - общественного строя в целом!
Так вот, длительность
выступлений американского балета в Москве была 5 недель, причём выступали
американцы на двух сценах: Дворца Съездов и Большого Театра. А выступления
“Березки” в 1974 году в Париже проходили 6 недель! Причём на одной сцене,
что значительно труднее для поддержания интереса зрителей. Так что
уникальность выступлений “Березки” в Париже осталась непревзойдённой!
Внутри здания
Внутри здания царит беспорядок. На
сцене много рабочих: вешают кулисы, подметают строительный мусор. В
артистических гримёрных строители-девушки моют столы, стулья, полы, готовясь
к приёму знаменитых артистов, нас.
В ожидании готовности сцены к репетиции, мы садимся в первые ряды в зале.
Ждём... Обсудили правила поведения в новом Дворце… Обсудили распорядок на
будущие шесть недель в Париже… Сцена всё ещё не готова...
Рядом с нами проходит собрание билетёрш нового здания.
Молодые француженки (это были, в основном, женщины) с интересом поглядывали
на нас. Ну как же, знаменитые русские танцовщики будут в их новом здании
выступать полтора месяца! Это так необычно! Но их начальница не прерывала
свою речь, и они не могли долго отвлекаться на нас.
Мы уже всё обговорили, а сцена всё ещё не была готова...
Наше руководство решило сменить распорядок дня. Пока
рабочие заканчивают чистку сцены, нас отпустили в город на 2 часа. Все
быстро и привычно разбились по группам и побежали в город, изучать.
Я же решил по-другому. Мы в Париже будем 45 дней, город от
нас никуда не уйдёт. Пойду-ка я поброжу по зданию. Интересно сравнить с
нашим Кремлёвским Дворцом Съездов, который я знаю очень хорошо внутри, ведь
мы выступали там так много раз...
Вышел в пустое фойе и пошёл, как говорится, куда глаза
глядят. Проходящий мимо мужчина остановился и спросил, не может ли он мне
чем-то помочь. Я объяснил, что я артист Ансамбля “Берёзка” и мы только что
приехали, первый раз в новом здании.
Мужчина был рад знакомству с русским артистом и, не
высказав удивления по поводу моего французского языка, предложил: “А хотите,
я вам покажу всё здание?” Конечно, я с радостью согласился. Оказалось, этот
мужчина - главный инженер Дворца Конгрессов. Лучшего гида невозможно даже
представить! И мы пошли.
Прежде всего, мы пошли по нижним этажам. Оказалось,
что под зрительным залом находятся комнаты для заседаний, собраний и
обсуждений. Вот теперь я понял, что главная функция Дворца Конгрессов - не
концертная, не развлекательная. Дворец Конгрессов создан для конгрессов, для
больших собраний. И этих комнат для собраний и обсуждений - 46!
Больше того, в каждой из 46 комнат, в середине боковой стены, спрятана
гармошка, звуконепроницаемая стена, вытащив которую можно одну большую
комнату превратить в две маленьких. Таким образом, во Дворце Конгрессов
легко можно создать 92 комнаты для небольших групп.
Поднялись выше, на уровень зрительного зала. Оказывается,
во Дворце Конгрессов два зрительных зала: один большой, в котором мы будем
выступать, на 3,400 мест (позднее он был увеличен до 3,700), второй
небольшой, на 650 мест. На этом этаже видно сходство Дворца Конгрессов с
Дворцом Съездов в Москве.
Оба дворца “утоплены” в землю. Большая часть обоих зданий
лежит ниже уровня улицы. Таково было сходное, как ни странно, требование
правительств обеих стран – и СССР, и Франции – не выделять эти громадные
здания из общего архитектурного ансамбля городов, Москвы и Парижа.
Но Кремлёвский Дворец Съездов вмещает
6,000 зрителей - почти в 2 раза больше, чем Парижский!
Поднимаемся выше. Главный инженер Дворца ведёт меня в
святую святых - в его радио- и телевизионную студию. Отсюда он сам руководит
движением концерта, меняет звук, свет - всё! Он с гордостью показывает мне
звуковую аппаратуру - большие магнитофоны, эта студия совершенно
профессиональная, готовая к трансляции концертов или собраний на всю страну!
А после этого главный инженер показывает мне “изюминку” –
телевизионные камеры, с помощью которых он может наблюдать всё происходящее
не только на сцене, но главное - в зале! “Смотри на экран” - говорит он мне
и с помощью кнопок поворачивает небольшие, почти незаметные камеры,
установленные на стенах главного зала, осматривает весь зал, а потом
приближает, укрупняет, и я вижу на экране два кресла (из 3,400 зрителей).
Сейчас зал пуст, но можно легко представить наблюдения за кем-то
подозрительным в зале. Четко видно, что делают эти два человека. Это -
Безопасность! Это - Контроль!
Продолжение следует...
Леонид Шагалов, солист Государственного хореографического ансамбля «Березка» (1968 – 1982 гг.) Портленд, штат Орегон, США
|