ПО МИРУ – С РУССКИМ ТАНЦЕМ

 

Часть 1. 1974 год – Испания, Франция (Париж)
Начался 1974 год. Для нас, артистов Государственного хореографического ансамбля “Берёзка”, жизнь текла своим чередом. Репетиции, концерты, постановки новых танцев.

Моей дочке Наташе в феврале исполнился годик. Как результат четырёх-месячного путешествия папы по Южной Америке и Чехословакии, она отвыкла от меня и поначалу боялась. Плакала при моём приближении, пряталась за маму. Но сейчас мы с ней опять подружились - и играли, и гуляли вместе, наслаждаясь общением.

Объявлены планы - поездка в Испанию. Мы восприняли эту весть со спокойным удовлетворением. Мы уже были в Испании 3 года назад, в 1971 году, за два месяца объездили всю страну вдоль и поперёк. Трудно сказать, где мы только не были!

В больших городах и в маленьких, в курортах на берегу Средиземного моря и в горах Баскии, мы видели корриды и огненные танцы фламенко, мы видели выступления лучших тореадоров, таких как Эль Кордобес (El Córdobes) и Мануэль Ортис (Manuel Ortiz), общались с лучшими танцовщиками фламенко - Антонио Солер (Antonio Soler), Антонио Гадес (Antonio Gades) и Маруха Гарридо (Maruja Garrido). Нас, казалось, уже ничем нельзя было удивить. Поэтому мы восприняли новость о поездке в Испанию довольно спокойно. 


Испания
Но Испания удивила нас погодой и природой. Вылетев в конце февраля из заснеженной, вьюжной Москвы, мы оказались в тёплой, но не жаркой, солнечной Испании. Мы могли ходить на пляж. Вода ещё была холодная, о купании не могло быть и речи, но в тех городах, которые у моря, мы нежились и набирались солнечной энергией. 

В самих городах ничего не изменилось. В магазинах были те же товары, что и три года назад, и продавались они по тем же ценам. За товарами по дешевым ценам мгновенно выстраивалась очередь. При Франко страна не менялась и люди жили небогато.

В середине месяца гастролей по Испании начали проявляться детали нашего продолжения поездки во Францию. Точнее, в Париж. Мы едем на открытие нового Дворца Конгрессов в Париже. Мы будем открывать Дворец Конгресов в Париже! Мы будем самыми первыми артистами на сцене самого значимого на сегодняшний день во Франции здания – Дворца Конгресов! Это почетно! Это волнующе! 

Оказывается, такой интернациональный город, каким является Париж, можно сказать, перекрёсток мировых дорог, не имел Дворца Конгрессов (равного Дворцу Съездов в Москве, который был открыт ещё в 1961-м году).

А сейчас, в 1974-м году, французское правительство обратилось к советскому правительству с просьбой прислать именно Ансамбль “Березка” для открытия их главного Дворца страны. 

Успешно закончив наши концерты в нескольких небольших городах Испании, после короткого перелёта мы приземлились в Париже и на следующий день на больших комфортабельных автобусах торжественно-медленно подъехали к новенькому громадному зданию Дворца Конгрессов.

 



Париж

Торжественность ситуации заключалась в том, что французское правительство попросило советский ансамбль танца (почетных иностранцев!) открыть самую престижную сцену страны, концертный зал номер 1, каким предстояло стать Дворцу Конгрессов в Париже. И советское правительство согласилось и послало Ансамбль “Берёзку” в Париж открывать Дворец Конгрессов.

Но мало того, чтобы открыть и первыми дать концерт на новой сцене, что само по себе почётно. Французское правительство предложило нам дать 45 концертов на этой сцене! Они настолько были уверены в нашем успехе, что запланировали такой длительный срок выступлений на одной и той же сцене!

Перебирая в памяти гастроли различных коллективов в нашей стране или гастроли наших, советских коллективов в разных странах, я не могу найти аналога  нашим выступлениям в Париже. Это был уникальный случай!

Для сравнения - я вспомнил знаменитые гастроли Нью-Йоркского Городского Балета (New York City Ballet) под руководством выдающегося хореографа Джорджа Баланчина в 1962 году в Москве. Я был молодой, начинающий артист и старался смотреть все гастролирующие в СССР коллективы, учился, набирался опыта, поэтому вспомнил те гастроли.

А знаменитыми они были потому, что эти гастроли проходили на государственном уровне, под патронажем Государственного Департамента США и Министерства Иностранных Дел СССР. Вся балетная Москва была взбудоражена. Билеты распродавались моментально и перепродавались за огромные деньги. Ажиотаж в балетной среде был необыкновенный!

Имена незнакомых доселе Жака Д’Амбуаза и Эдварда Виллеллы запоминались навсегда, а их невиданные прыжки старались повторить в своих театрах все московские танцовщики на следующий день после спектакля. 

Одновременно с гастролями New York City Ballet в СССР, в США проходили гастроли балета Большого Театра. Оба коллектива старались изо всех сил. Этими гастролями правительства обеих стран хотели доказать преимущество не только их балета, но - общественного строя в целом! 

Так вот, длительность выступлений американского балета в Москве была 5 недель, причём выступали американцы на двух сценах: Дворца Съездов и Большого Театра. А выступления “Березки” в 1974 году в Париже проходили 6 недель! Причём на одной сцене, что значительно труднее для поддержания интереса зрителей. Так что уникальность выступлений “Березки” в Париже осталась непревзойдённой!

Внутри здания
Внутри здания царит беспорядок. На сцене много рабочих: вешают кулисы, подметают строительный мусор. В артистических гримёрных строители-девушки моют столы, стулья, полы, готовясь к приёму знаменитых артистов, нас.
В ожидании готовности сцены к репетиции, мы садимся в первые ряды в зале. Ждём... Обсудили правила поведения в новом Дворце… Обсудили распорядок на будущие шесть недель в Париже… Сцена всё ещё не готова... 

Рядом с нами проходит собрание билетёрш нового здания. Молодые француженки (это были, в основном, женщины) с интересом поглядывали на нас. Ну как же, знаменитые русские танцовщики будут в их новом здании выступать полтора месяца! Это так необычно! Но их начальница не прерывала свою речь, и они не могли долго отвлекаться на нас. 

Мы уже всё обговорили, а сцена всё ещё не была готова... 

Наше руководство решило сменить распорядок дня. Пока рабочие заканчивают чистку сцены, нас отпустили в город на 2 часа. Все быстро и привычно разбились по группам и побежали в город, изучать.

Я же решил по-другому. Мы в Париже будем 45 дней, город от нас никуда не уйдёт. Пойду-ка я поброжу по зданию. Интересно сравнить с нашим Кремлёвским Дворцом Съездов, который я знаю очень хорошо внутри, ведь мы выступали там так много раз...

Вышел в пустое фойе и пошёл, как говорится, куда глаза глядят. Проходящий мимо мужчина остановился и спросил, не может ли он мне чем-то помочь. Я объяснил, что я артист Ансамбля “Берёзка” и мы только что приехали, первый раз в новом здании.

Мужчина был рад знакомству с русским артистом и, не высказав удивления по поводу моего французского языка, предложил: “А хотите, я вам покажу всё здание?” Конечно, я с радостью согласился. Оказалось, этот мужчина - главный инженер Дворца Конгрессов. Лучшего гида невозможно даже представить! И мы пошли.

Прежде всего, мы пошли по нижним этажам. Оказалось, что под зрительным залом находятся комнаты для заседаний, собраний и обсуждений. Вот теперь я понял, что главная функция Дворца Конгрессов - не концертная, не развлекательная. Дворец Конгрессов создан для конгрессов, для больших собраний. И этих комнат для собраний и обсуждений - 46!

Больше того, в каждой из 46 комнат, в середине боковой стены, спрятана гармошка, звуконепроницаемая стена, вытащив которую можно одну большую комнату превратить в две маленьких. Таким образом, во Дворце Конгрессов легко можно создать 92 комнаты для небольших групп.

Поднялись выше, на уровень зрительного зала. Оказывается, во Дворце Конгрессов два зрительных зала: один большой, в котором мы будем выступать, на 3,400 мест (позднее он был увеличен до 3,700), второй небольшой, на 650 мест. На этом этаже видно сходство Дворца Конгрессов с Дворцом Съездов в Москве.

Оба дворца “утоплены” в землю. Большая часть обоих зданий лежит ниже уровня улицы. Таково было сходное, как ни странно, требование правительств обеих стран – и СССР, и Франции – не выделять эти громадные здания из общего архитектурного ансамбля городов, Москвы и Парижа.  Но Кремлёвский Дворец Съездов вмещает 6,000 зрителей - почти в 2 раза больше, чем Парижский!

Поднимаемся выше. Главный инженер Дворца ведёт меня в святую святых - в его радио- и телевизионную студию. Отсюда он сам руководит движением концерта, меняет звук, свет - всё! Он с гордостью показывает мне звуковую аппаратуру - большие магнитофоны, эта студия совершенно профессиональная, готовая к трансляции концертов или собраний на всю страну!

А после этого главный инженер показывает мне “изюминку” – телевизионные камеры, с помощью которых он может наблюдать всё происходящее не только на сцене, но главное - в зале! “Смотри на экран” - говорит он мне и с помощью кнопок поворачивает небольшие, почти незаметные камеры, установленные на стенах главного зала, осматривает весь зал, а потом приближает, укрупняет, и я вижу на экране два кресла (из 3,400 зрителей). Сейчас зал пуст, но можно легко представить наблюдения за кем-то подозрительным в зале. Четко видно, что делают эти два человека. Это - Безопасность! Это - Контроль!

Продолжение следует...

Леонид Шагалов, солист Государственного хореографического ансамбля «Березка»
(1968 – 1982 гг.) Портленд, штат Орегон, США

Комментарии наших читателей

Нина Сорокина 143 дня назад в 23:29:15
Продолжаю с радостью читать путешествия наших артистов по миру. Всегда восхощалась березкой, видела ее еще совсем молодой. там все были на высоте. Виртуозоми были они. :'(
Леонид Шагалов, автор 142 дня назад в 01:59:42
Спасибо, Нина!
Очень приятно, что помните нас, мы старались.
Если можно, напомните город, где вы видели нас, и год. Мне будет приятно вспомнить.
Нина Сорокина, Москва 142 дня назад в 12:27:36
Это ж были мои 1-е сильные впечатления! Буквальный восторг от вашей энергии, я еще тогда думала разве ж это работа? Это чудо от отдачи себя людям. А теперь читаю ваши воспоминания и понимаю. Это РАБОТА!!!! Здоровым вам быть и счастливым.
Семён Максимович, Обнинск 142 дня назад в 23:14:06
Хороший рассказ о Березке. Она была русским шедевром. Радовались, танцевали, влюблялись время было молодое и интересное. Зато сейчас полезно вспоминать его, это вдохновляет. Спасибо Леониду за неординарный рассказ. Мне он понравился.
Леонид Шагалов, автор 139 дней назад в 12:43:00
Спасибо, Семён Максимович, за Ваш тёплый отзыв. Следите за продолжением!
Юрий, Марина, Москва 137 дней назад в 23:20:24
Замечательный рассказ про наши топы в те времена. Молодые этого не знают. Пусть позавидуют как наших встречали и вставали все после таких конертов. Россию, да нет СССР может тогда и не любили но уважали. :p
Леонид Шагалов, автор 135 дней назад в 21:03:04
Спасибо, Юрий и Марина, за ваш тёплый отзыв и добрую память. Следите за продолжением!
Люся Симоняк 135 дней назад в 13:03:10
танцуй Европа, Россия, Америка и даже Украина. Молодыые должны танцевать и радовать других если у них лихо получается. А здесь у ребят был темперамент и умелость.. И смелость и красивый танец. Все сошлось. И хорошо что это когдда то было. Но уже ушло, это жаль..

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Июль 2022

Специальное предложение

Наталья Желнорова

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!