ПО МИРУ - С РУССКИМ ТАНЦЕМ. Часть 2

 

Открытие Дворца Конгрессов. Первый концерт.

Итак, день торжественного открытия Дворца Конгрессов определён. Французское правительство любезно дало нам 3 дня на подготовку концерта, на “обжитие” сцены. Все мы - и французское правительство, и компания лучшего французского импресарио Жоржа Сориа, организующая наши гастроли, и французы, работающие во Дворце, и, конечно же мы, артисты - хотим, чтобы открытие главной концертной сцены Франции прошло на самом высоком уровне!

День открытия. На сцене трое: Министр культуры Франции, Посол СССР во Франции и руководитель Ансамбля “Берёзка” Надежда Сергеевна Надеждина. Переводчик- за спиной группы, тихим голосом переводит. Решено никого из артистов не выводить на сцену до фактического начала концерта, до момента, когда зазвучит музыка первого хоровода “Берёзка” - появление артистов в костюме и с музыкой должно оказать более глубокое впечатление на публику и остаться в памяти. И это оправдало себя, это сработало. 

Надежда Сергеевна стояла в центре сцены и молчала. Она могла бы сказать многое, и я уверен, она сказала бы это на блестящем французском языке, но она молчала. Она принимала почёт и уважение Франции! Как именинник в день рождения принимает приятные слова поздравлений, обращённые к нему, как юбиляр в день юбилея принимает похвалы, достойные его заслуг. Ей не нужно было говорить. За неё говорила заработанная годами всемирная слава Ансамбля.

Когда после короткого выступления Министра культуры Франции, отметившего важность приезда Ансамбля “Берёзка” для всей Франции, не только для Парижа, и не только в культурном аспекте, но и в дипломатическом, поднимающем отношения между нашими странами на новый уровень; и ещё более короткого ответного слова Посла СССР во Франции, не только подтвердившего важность приезда Ансамбля “Берёзка” во Францию, но отметившего высочайший художественный уровень Ансамбля, зазвучала тихая, спокойная музыка хоровода “Берёзка” и девушки начали выходить на сцену - зал взорвался аплодисментами! Каким-то “шестым чувством” девушки угадывали музыку, её не было слышно за аплодисментами. Аплодисменты продолжались почти без перерыва во время всего хоровода! Это был редкий успех.


Публика стала постепенно успокаиваться на следующих номерах, но каждое соло, каждый трюк вызывали новый взрыв аплодисментов. Это подбадривало нас и добавляло нам новую энергию. Мы все были в высочайшем возбуждении, концерт шёл на предельно высоком уровне! В конце концерта, после “Большого казачьего пляса” публика стояла, аплодировала, аплодировала и не отпускала нас со сцены! Мы сами долго не могли успокоиться и чувствовали себя как после алкогольного опьянения.

 


Бульвар Елисейские поля
Парижская весенняя погода нам помогала. Было не так тепло, как в Испании неделю назад, но было солнечно, легкий ветерок приносил свежий воздух в город. Центральный бульвар Парижа, Елисейские поля, был полон народа. Люди, соскучившиеся по теплу и солнцу, выходили на бульвар прогуляться.

Наш Дворец Конгрессов стоял тоже на Елисейских полях, на следующей площади за знаменитой Пляс Этуаль – на Порт Мэйо - поэтому мы постоянно ходили вдоль Елисейских полей, мимо роскошных магазинов, художественных галерей, торговых пассажей и бесчисленных ресторанов.

Как пел обаятельный и любимый всеми Джо Дассен (Joe Dassin) в 1969 году в своей ставшей моментально популярной песне “Елисейские поля”:
“На Елисейских полях, на Елисейских полях
На солнце, под дождем, в полдень или в полночь
Eсть все, что вы хотите,
На Елисейских полях”.


И Джо Дассена стали называть “Месье Елисейские Поля”.

Интересная деталь: стулья в ресторанах стояли не вокруг стола, как обычно, а были повёрнуты к улице. Все стулья! Это поменяло настроение улицы - теперь это был Театр. “Зрители”, с удобством сидевшие в ресторанах и кафе за чашечкой кофе, разглядывали нескончаемую толпу, протекающую по улице. А “артисты”, гуляющие по улице, так же с интересом разглядывали “зрителей”. Обстановка была непринуждённая.

Когда кто-то из гуляющих видел знакомого, сидящего за столиком, он бесцеремонно присаживался к нему за столик (это явно было в порядке вещей) и тут же начиналась быстрая беседа за свежей чашкой кофе или бокалом вина.. Быстрая беседа, по настоящему быстрый разговор. Никто во Франции, ни в одном городе, не говорит быстрее парижан. Официанты работали очень быстро. Действие уличного “театра” не останавливалось ни на секунду.

И начались ежедневные концерты. Каждую неделю мы давали 7 концертов. В субботу было 2 концерта, днём и вечером, а в воскресенье только один дневной, а вечер был свободный. Это было очень кстати: давало нам возможность посмотреть французские концерты и развлечения, каких в Париже несчётное количество.

Зизи Жанмер и Ролан Пети
Так, по приглашению нашего импресарио месье Сориа мы посмотрели программу знаменитого кабаре “Мулен Руж” (Красная мельница). Всё было необычно для нас в этом представлении. Различные жанры, соединённые в одном концерте, могли бы нам напомнить об эстрадных концертах в Москве, но - действие шло непрерывно, без объявлений номеров, без остановки, моментально вовлекая нас в знаменитый французский канкан, исполняемый топлесс (обнаженными до пояса) танцовщицами, затем переключая нас на акробатику, с акробатики на юмористические номера, и вдруг – соло-танец в стиле классического балета с завораживающей балериной, миниатюрной статуэткой Зизи Жанмер (Zizi Jeanmaire), неожиданно уносящей нас в чистый мир классического танца.

Как мы потом узнали, Зизи Жанмер была звездой французской классической сцены, звездой всей Франции, выпустившей несколько фильмов в стиле классического балета и танцевавшей с такими звёздами как Рудольф Нуриев и Михаил Барышников!

Она также была женой знаменитого балетмейстера Ролана Пети. Удивительна история жизни Ролана Пети и Зизи Жанмер. Будущие супруги познакомились в балетной школе, когда им было 9 лет. И с тех пор не расставались. 

Вместе учились танцевать в балетной школе Гранд Опера в Париже, одной из лучших балетных школ мира. Ролан рано начал ставить, сочинять хореографию, у него проявился талант хореографа. И начал ставить танцевальные номера для своей Зизи, возможности которой он знал лучше всех.

Настоящую мировую известность они получили - Ролан как постановщик, Зизи как балерина - когда в 1949 году Ролан поставил в Лондоне балет и фильм-балет “Кармен”, где в роли Кармен была, конечно же, его любимая Зизи, а он был ревнивым, любящим Хосе. Балет исполнялся на сценах разных стран, а фильм-балет пошёл гулять по свету, принося ещё большую популярность Ролану и Зизи.

Они поженились, когда им исполнилось 30 лет, в 1954 году. И прожили вместе 57 лет! В 2011 году Ролан скончался, ему было 87 лет. Зизи пережила любимого на 9 лет и ушла из жизни в 2020 году в возрасте 96 лет. 

Творческая жизнь Ролана и Зизи была необычайно активна и полна. Зизи была необыкновенно талантлива! В балетной карьере “Кармен” стала её заглавной ролью и “визитной карточкой”. С этим балетом Зизи была приглашена на Бродвей и выступала на Бродвее несколько сезонов в разные годы. Путешествовала по миру с “Кармен”. Танцевала эту роль более 30 лет, что перекрывает все балетные рекорды у ведущих солистов, а в 1980 году танцевала Кармен в партнёрстве с Михаилом Барышниковым! (А было ей тогда 56 лет, что тоже перекрывает все рекорды сценического долголетия балетных танцоров в ведущих ролях).

Кроме балетной сцены, она была серьезной актрисой, снималась в главных ролях в голливудских фильмах (в её списке 6 фильмов) и даже пела! В 1950 году в Лондоне она исполнила свою первую песню в шоу, и её песня завоевала Главную Премию для Дисков (пластинок) во Франции. И не только она пела. О ней пели тоже. Обаятельный молодой певец и композитор Peter Sarstedt, в песне “Where Do You Go To My Lovely?” сравнивал Зизи Жанмер с эталоном танца. Современная пресса называет Зизи Жанмер суперзвездой и особо отмечает, что Зизи построила мостик между классическим танцем и варьете, соединив такие разные виды искусства. Вот такую необыкновенную артистку нам посчастливилось увидеть в первые же дни пребывания в Париже!

Ролан Пети был тоже необыкновенно талантливым человеком, такая уж парочка собралась. Для каждого хореографа создание театра, балетного коллектива - большое достижение и заслуга, можно сказать - дело жизни. Ролан Пети создал 4 балетных театра! Свой первый театр, “Балет Елисейских полей”, Ролан Пети создал, когда ему был 21 год! Вот это смелость, вот это напористость!

Свой второй театр, “Балеты Парижа”, Ролан создал в 24 года и, конечно, его любимая Зизи была звездой этого театра. В 1972 году, когда ему было 48 лет, он основал свой последний театр, “Национальный Балет из Марселя” и проработал в нём 26 лет!

Ролан был приглашён и ставил большие и малые балеты в Парижской Гранд Опера, в театрах Италии, Германии, Великобритании, Канады и даже Кубы. Его самыми известными балетами стали “Юноша и Смерть” (1946), “Кармен” (1949) и “Собор Парижской Богоматери” (1965), который балетная труппа Гранд Опера привозила в Москву. С Роланом Пети работали самые известные мастера мировой хореографии. Азарий Плисецкий (младший брат Майи Плисецкой) работал с ним несколько лет как педагог-репетитор, Рудольф Нуриев хотел танцевать “Юноша и Смерть”, Майя Плисецкая давала ему идеи и Ролан создал для неё два хореографических номера.

Всего за свою жизнь Ролан Пети создал 176 балетов, из них - 60 шоу для своей всегда любимой Зизи Жанмер. Не знаю ни одного балетмейстера в мире, близкого по работоспособности к Ролану Пети в творчестве хореографии.

После антракта программа продолжалась. И заканчивалась, конечно же, вечно молодым, темпераментным французским канканом с топлесс танцовщицами! Мы были переполнены впечатлениями!


Продолжение следует...

Леонид Шагалов, cолист и педагог Государственного Академического Хореографического Ансамбля БЕРЕЗКА
(1968 – 1982 гг.)
Портленд, штат Орегон, США

Комментарии наших читателей

Ольга, Москва 606 дней назад в 18:51:46
Как интересно! Спасибо за полезные воспоминания, вроде как ты сам там пел и плясал. Повезло ансамблю. ;)
Леонид Шагалов, автор 603 дня назад в 06:11:32
Спасибо, Ольга, мне очень важно ваше мнение. Следите за продолжением!
Брунова Галя, Ленинградская об 601 день назад в 06:44:17
И все ж таки какая сильная была наша страна. СССР она имела силу и уважение. А сейчас все ее пинают. Л.Ш. хорошо описал те настроения. В них полезно и интересно погрузиться и почувсттвовать то врремя.. Ребята наши талантливые объехали весь мир и несли туда красотуу и доброту. :p
Zoya Surits 601 день назад в 18:38:43
Воспоминания, перемежающиеся с любопытными фактами об известных местах и людях, всегда читаю с большим удовольствием! Поражает сколько Вы знаете, Леонид, и сколько смогли увидеть и пережить в те годы, когда страна была закрыта для большинства людей! Очень живой рассказ, читается на одном дыхании.
Петр Витальевич, Москва 601 день назад в 22:44:50
Славные ребята. Жалко что многих уже нет. Но память о них сохраняет этот добрый человек. Трудом славен каждый. :)

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Июль 2022

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!