КРАМСКОЙ УМЕР С КИСТЬЮ В РУКАХ
В 2022 г. исполняется 185 лет со дня рождения великого русского
художника Ивана Николаевича Крамского (1837-1887).
Иван Крамской учился в Академии художеств (1857-1863) у художника
А.Макарова. В 1963 г. вышел из состава Академии, наотрез отказавшись писать
дипломную работу на мифологическую тему. Инициатор «бунта четырнадцати»,
организатор «Артели художников», создатель и идеолог «Товарищества
передвижных художественных выставок». Академик с 1869г.
Портреты Ивана Крамского, составившие галерею образов крупнейших
деятелей русской культуры, воплощают возвышенные морально-этические и
эстетические идеалы художника, его представление о человеке-гражданине.
Разные лица, разные характеры. Художник находил и прославлял прекрасные
человеческие черты – ум, талант, доброту, красоту, достоинство — у каждого
свое.
В фондах Музея изобразительных искусств Карелии хранится портрет
«Голова Христа», 1863 (холст, масло.55,5х41,5). Произведение поступило из
Карельского государственного краеведческого музея в 1960 г. Образ Христа в
картине идеален – художник следовал определенному канону красоты. Но эта
красота отвечает не греческому, а христианскому идеалу: тонкие черты лица,
удлиненный его овал, чистота и гармония в облике — Христос красив, и не
только физически, но и красотой духовной. В его чертах Ивану Крамскому
удалось уловить особую одухотворенность: сочетание ясности и благородства
помыслов с нравственной чистотой. Иисус погружен в глубокое раздумье, его
глаза закрыты – он отрешен от внешнего мира. Колорит картины небросок:
краски неяркие, но их сочетания отличаются утонченной, изысканной гармонией.
Его Христос не объект религиозного поклонения, а скорее нравственный идеал,
призывающий к самосовершенствованию.
«В человеческом сердце с горем личным часто лежат страдания за
общественные несчастья; поскольку есть у каждого чуткость к страданию за
общественные бедствия, поскольку он человек», — в этих словах художника, как
кажется, заключен смысл его творчества.
Даровитый, оригинальный живописец, блестящий теоретик искусства,
выдающийся организатор, Иван Николаевич Крамской всей своей разносторонней,
кипучей деятельностью дал замечательный образец самоотверженного служения
своему народу, своей Родине.
Художник обращал свое творчество, как он сам говорил, и к
современникам, и к потомкам. Ответом ему – наше восхищение перед его
полотнами, наша благодарная память.
«24 марта (5 апреля по новому стилю) Иван Николаевич торопился в свою
мастерскую. Он был бодр, радовался своему хорошему самочувствию. В 11 часов
был назначен сеанс доктору Раухфусу. Его портрет Иван Николаевич готовился
писать с удовольствием. Сколько раз знаменитый детский врач Карл Андреевич
Раухфус склонялся над его больными детьми… Сеанс начался вовремя. Крамской
усадил доктора так, чтобы свет яркого весеннего дня ровно падал на его
спокойное, доброе лицо.
Работа не представляла труда:
каждая черточка в лице врача была хорошо знакома художнику. Несколько часов
кряду его точная кисть наносила мазок за мазком. Давно так легко не
писалось! Вот уже голова полностью готова; лицо, как всегда, точное
воспроизведение оригинала, и выражение схвачено, и характер. Иван Николаевич
писал, беседовал, радовался – портрет получается отменно. Поднял кисть в
очередной раз и вдруг рухнул на мольберт. Доктор с криком бросился к
падающему художнику, успел его подхватить, приложил ухо к груди, но стука
сердца не услышал. Только стенные часы издали легкий перезвон, отмечая
четверть шестого. Кисть навсегда выпала из рук художника».
Текст подготовлен
Ириной Шосс, библиотекарем Музея изобразительных искусств Карелии
На заставке:
фрагмент портрета И.Крамского кисти И.Репина
|