СОВЕТСКАЯ «БЕРЕЗКА». НЕОЖИДАННO - КОСТА-РИКА!
Поездка подходила к концу. Мы уже настраивались на полёт в Москву и думали, как
паковать чемоданы, как вдруг...
Неожиданный приказ
Так много вещей происходит неожиданно!
Перед концертом в Эквадоре нам было объявлено, что планы меняются. Мы
не возвращаемся в Москву. Получен приказ Министерства Культуры из Москвы - по просьбе советского посольства в Коста-Рике мы должны дать несколько концертов в столице Коста-Рики городе Сан-Хосе. Там предстоят выборы, и чтобы
помочь левым, демократическим силам страны победить на выборах, Посольство
СССР хочет организовать наши, полные оптимизма и энергии концерты. (Помните
точно такую же ситуацию в Аргентине? Там правительство опасалось нашего
влияния на выборы. А в Коста-Рике, похоже, нашему посольству удалось убедить местное
правительство в безопасности влияния наших танцев на результаты выборов)
Ну что ж, приказ есть приказ. К тому же, нам приятно
поучаствовать в политической жизни страны, как бы пожить местной жизнью,
хотя бы и косвенно. На следующий день, 13 ноября, летим на север, в
Центральную Америку, в малюсенькую тёплую страну, зажатую на узком перешейке
между Северной и Южной Америкой, между Никарагуа и Панама. Коста Рика, как нам сказали, является ‘дачей’ для
американцев, куда они обычно летают на короткий отдых, погреться в холодное
время года в США.
Этот перелёт из Эквадора в Коста-Рику был тоже не из простых. В 4:30 утра, затемно мы выехали из
отеля, вытащив в сонном состоянии наши потяжелевшие за время поездки
чемоданы. И в 6 утра уже были в воздухе и сладко спали под монотонный гул
обычного на этом континенте Боинга-737. Через час-полтора приземлились аэропорту, который на
русских картах пишется с двумя ошибками в одном коротком слове Жужуй (по всем правилам
испанского языка там должны стоять две буквы “х”)... Но мы
были в сонном состоянии и не заметили ничего особенно жужуйного в этом маленьком аэропорту.
Коста Рика, Сан Хосе
Мы думали, что такой сверх-ранний перелёт вызван
необходимостью срочных выступлений. Но мы прилетели в Сан-Хосе, столицу
Коста-Рики и - получили три выходных. Ни репетиций, ни концертов. Площадки
для наших выступлений не были подготовлены. Когда мы после трёх выходных
приехали на дневную репетицию на центральную площадь Коста-Рики, мы услышали
стук молотков. Сцену сбивали на наших глазах. Кулисы развешивали во время
нашей репетиции, и репетиторы кричали на рабочих, которые, не обращая внимания на танцоров, для которых строили
сцену, ходили через всё пространство сцены, через рисунок танца. И слышался
крик из смеси языков: -
No ходить по сцене.
No!
Входили мы на эту
сцену с опаской, мы ещё помнили разваливающуюся сцену в Перу. Репетицию
проводили налегке, даже не переодеваясь - кругом
народ ходит.
Концерты
В тот же день начались концерты. Так как город не был готов к нашему
приезду, мы танцевали на разных площадках. Первый концерт - на открытой сцене, которую строили на наших глазах. Второй
концерт - в театре
Nacional. Потом переехали в городскую
гимназию и дали там три концерта за два дня. И, наконец, последний концерт
опять в театре
Nacional.
Последний концерт
Последний,
заключительный концерт поездки всегда очень важен для нас. Это как бы подведение итогов, предвкушение возвращения домой, к
семье. Это также подсознательное понимание, что сегодня, сейчас можно
истратить все силы без остатка, не думая о
завтрашнем концерте.
Все артисты танцуют с особо приподнятым настроением и эмоциями.
И в этот раз было так же. В
“Сибирской сюите” - медведь, роль которого замечательно исполнял
солист-певец Виктор Марчук, тешил публику особенно смешно, кувыркаясь на
сцене и выделывая свои “медвежьи” трюки и прыжки. В “Ямщиках” - Володя
Маркелов, делая присядку с прыжками и выбросом ног вперёд, вместо движения
вперёд по диагонали - стал
прыгать назад, что значительно труднее, но сделал всё правильно и чисто.
И когда в конце Казачьей пляски на один из аккордов
оркестра все танцоры и все, кто за кулисами, весь ансамбль на
выдохе кричит “Всё!”, любая публика, в любой стране, не зная языка, чувствует этот эмоциональный взрыв и в ответ взрывается
аплодисментами, овацией в такт музыки, которая продолжается до самого конца
нашей “скачки на конях” за кулисы. Это традиция, и она свято соблюдается,
переходя из поколения в поколение к молодым артистам.
За кулисами и на сцене после поклонов и закрытия занавеса все обнимаются и поздравляют друг друга с окончанием поездки.
Каждая поездка трудна. Но эта - была трудна особенно, и опасна к тому же.
Завтра у нас свободный день, а
послезавтра, 22-го ноября, вылетаем на Родину. Домой!
Домой! Домой!
Итак, поездка закончена. Мы готовимся к отъезду домой. Это
будет длинный, долгий и, думаю, изнурительный путь с несколькими промежуточными посадками.
Нам очень повезло, что перед полётом домой у нас был свободный день, когда
мы могли спокойно упаковать наш багаж, который увеличился по пути через
несколько стран Латинской Америки. Я подумал, что хорошо бы иметь ещё одну
сумку. И отправился на рынок, благо он был недалеко от отеля.
Во-первых, я сразу обратил
внимание, как много американских туристов. Подтверждается то, что нам
говорили. Коста-Рика - дача для Америки в холодное время года. Чисто, аккуратно
одетые, американцы сильно отличались от местных жителей. Повсюду слышалась
английская речь. И как-то автоматически меня потянуло говорить на английском
языке, который я знал немного после поездки по США годом раньше. Английский
я знал слабо, но чуть-чуть объясниться мог.
Проходя мимо лотков, я заметил
спортивную сумку через плечо и решил прицениться. Автоматически, как все
вокруг, спросил о цене на английском языке - “How
much?” Продавщица назвала мне цену в местной валюте, я мысленно пересчитал на доллары, получилось 14 долларов. Я приблизительно
знал диапазон цен на такие сумки. Цена в 14 долларов показалось мне такой большой суммой, что я (опять-таки
автоматически) перешёл на испанский язык и переспросил о цене: “Cuánto
es
esto?”
У женщины появился испуг на
лице и она произнесла цену, равную 7 долларам. Это была нормальная цена. Я
мгновенно расплатился с продавщицей, а для себя сделал вывод, что
пользоваться именно местным языком не только приятно, но и выгодно!
22-го ноября. Полёт.
Полётов на нашем пути
оказалось несколько. Самый длинный перелёт из
столицы Мексики - Мехико до Парижа мы летели на Боинге-747 компании Эр
Франс. Удивительный самолёт - в течение нескольких десятилетий это был самый
большой самолёт мира! Помню, пару лет назад мы приземлились в Сингапуре и
стояли рядом с 747-м. В это время из Боинга начали выходить пассажиры. Это была нескончаемая линия
людей - как демонстрация! Люди всё шли и
шли, шли и шли... 434 человека в одном самолёте! К тому же этот самолёт двухэтажный. На втором этаже - кабина пилотов и пассажиры первого класса.
Пассажиры других салонов туда не допускаются. Благодаря большому размеру и
тяжести, Боинг-747 летит очень плавно, спокойно. Его не способен расшатать даже самый сильный ветер.
Об этом самолёте можно
рассказать много интересного.
На конкурс
проектов, объявленный правительством США и авиакомпанией Пан Америкен в 1964
году, поступили проекты от компаний Дуглас, Локхид и других. Но Боинг
превзошёл всех по смелости проекта. Самолёт марки 747 принимал самое большое
число пассажиров, а значит, был дешевле в эксплуатации. Это и решило дело.
Для сборки этого
громадного самолёта нужно было здание такого размера, каких ещё не
существовало. И компания Боинг построила это здание, на тот момент это было
крупнейшее здание в мире! Проектирование и сборка машины заняло четыре года,
и в 1968 году первый Боинг 747 поднялся в воздух. Вот уже 52 года компания
Боинг выпускает этот самолёт, который стал одним из долгожителей в
авиационном мире. Даже сейчас, в 2020-и году, когда я пишу эти строки,
компания Боинг планирует построить ещё 15 машин. Это удивительно!
Но удивительным этот самолёт можно назвать ещё и потому, что конструкторы
сделали этот самолёт легко меняющим облик и назначение. Кем он только ни
был, этот 747 - и пассажирским, и грузовым, и военным, он и тушил пожары, и
выводил космический корабль Шаттл в стратосферу, откуда ему легко было
начать свой самостоятельный космический полёт.
Не случайно именно Боинг 747 стал Президентским самолётом. Ведь в нем можно
создать прекрасные и рабочие, и жилищные условия. Немногие знают, что в
случае нападения на США Президентский Боинг забирает Президента и уходит в
воздух в неизвестном направлении. Практически он может находиться в воздухе
неограниченное время, с дозаправкой.
И Президент США, он же Главнокомандующий Армией США, становится неуязвимым
для врага, в то же время сохраняя возможность руководить войсками и страной.
Именно такой сценарий произошел 11 сентября 2001 года, когда террористы
напали на США и ими были разрушены башни-близнецы в Нью-Йорке.
Президентский Боинг-747 поднял в воздух Президента США Джорджа Буша и унес
его в неизвестном направлении. А когда несколько лет назад Президентский
Боинг 747 был в Сан-Франциско во время Недели Флота и Авиации, он выделывал
такие выкрутасы над заливом, которые другим самолётам не под силу. Просто
дух захватывало!
Причём конструкторы Боинга создали самолёт таким образом, что несмотря на
гигантские размеры и высокую скорость в полёте (900 км/ч), ему не нужна
специальная посадочная полоса, он укладывается в обычную полосу.
Как пассажирский самолёт, Боинг 747 видоизменялся множество раз. Начав с
первой версии и 366 пассажиров, конструкторы постепенно пришли к восьмой
версии в 434 пассажира. Увеличилась и скорость полёта (с 800 до 900 км/ч), и
дальность полёта (с 9 000 км до 14 000 км).
И вот на таком удивительном самолёте нам довелось лететь из Мехико в Париж.
Полёт продолжался 10 часов.
Танцора, привыкшего к движению, очень трудно заставить сидеть в кресле 10
часов. И когда надоело читать, я пошёл побродить по самолёту. Оказалось, к этому времени стюардессы-француженки уже выполнили свои
обязанности, накормили-напоили всех пассажиров и рады были случаю поболтать
с артистом русского ансамбля, для которого французский язык не был
препятствием. (Я учил французский в балетном училище, как и все будущие
артисты балета, был хорошим учеником, и уже в школьном возрасте начал
пользоваться французским языком в международном пионерском лагере “Артек”
как переводчик для делегации скаутов - пионеров из Швейцарии)
Мы расположились в конце салона, я
сидел на ручке кресла непристегнутый, стюардессы тоже не были пристегнуты,
за иллюминаторами был туман, сплошная белая пелена. За разговором и я, и
стюардессы пропустили объявление командира корабля о том, что мы снижаемся и
пора пристегнуть ремни. Конечно, время от времени я посматривал в
иллюминаторы, но за окнами была всё та же белая пелена и это успокаивало.
Вдруг - толчок о землю, и самолёт бежит по полосе аэродрома.
Оказалось, туман опустился до самой земли! Туман был такой
плотный, что мы не могли видеть даже крылья нашего Боинга и, конечно, ничего
вокруг. Но для Боинга-747 такой плотный туман не был помехой, на этом самолете были очень мощные приборы
для слепого полета. А когда мы вышли из самолёта, узнали, что за нами
прилетал ТУ-134 из Москвы, но ему не разрешили посадку из-за
тумана, ТУ-134 покружил над аэропортом - и улетел назад в Москву.
После непродолжительной
неопределённости нам обьявили - авиакомпания (не уверен,
Аэрофлот или Эр Франс) предоставляет нам отель недалеко от аэропорта. Опять
неожиданность, и для нас, стремящихся домой, и для наших
семей, ожидающих нас дома. (Уж сколько их было, этих неожиданностей, за эту
поездку!) Но ничего не поделаешь, с погодой не поспоришь. Загрузились в
автобусы - и в отель. 45 минут ехали до “близкого к
аэропорту” отеля. Но нам уже было всё равно - концерта вечером нет, мы
отдыхаем.
На следующий день мы спокойно,
без спешки приехали в аэропорт, вылетели в Москву и, наконец-то, встретились со
своими семьями.
Но оказалось, отдых нам не светит. Через 4 дня (четыре дня всего!) мы должны выехать в
Чехословакию.
Об этом - в моей следующей главе.
Леонид Шагалов, солист Государственного хореографического ансамбля «Березка»
1968-1982 гг.
Фотографии представлены автором из личного архива.
Продолжение следует...
|