ГЛАВНЫЙ ДЕРЕВЕНСКИЙ УМЕЛЕЦ
Если летать очень хочется, то отсутствие летательного аппарата и неумение им управлять — не проблема. Доказал это сельский изобретатель из Липецкой области, взмывший над родной деревней на самодельном самолете. Мы решили познакомиться с самоучкой поближе.
Руки для крыльев
Ни полета своего, ни падения бывший учитель труда Александр Колесник толком не запомнил. Уже потом, сутки спустя, когда пенсионера нашли в поле, извлекли из разбитого самолета и доставили в больницу, было установлено, что облетел он девять окрестных сел и деревень, преодолев в общей сложности 90 км. Для первого раза очень даже неплохо.
— Понимаете, когда долго чего-то хотел и наконец сделал, обо всем забываешь,— объясняет Александр Викторович.— Последнее помню, что перед взлетом сказал: "Ну все, Ваня, я полетел". Ваня — это мой сын. Замечательный был парень, умер в 19 лет от лейкоза. Я и самолет сделал отчасти ради него, потому что мы вместе мечтали когда-нибудь полетать.
Еще в 2003 году отец и сын увидели в журнале "Моделист-конструктор" подробный чертеж самодельного самолета "Арго 02".
— Его где-то в Калинине в 1980-х разработали. Похоже, авторы были профессионалы, все расчеты провели. Для меня это важно, потому что сам я этого сделать не могу, я гуманитарий, с математикой не дружу. Вот мы с Ваней и загорелись идеей построить такую же машину,— вспоминает пенсионер.
Но денег в семье не хватало. А через два года умер сын, и стало совсем не до самолета. Хотя летать Александр мечтал с раннего детства.
— Мне было лет шесть или семь, когда я свой первый самолет сделал: сбил две доски и сижу рулю,— рассказывает Александр Колесник.— Папа, когда увидел, сразу ремня дал за то, что хорошие доски испортил. Он у меня был плотник и столяр. Зато отец брал меня с собой, когда крыши крыл. А там такой простор открывается, сверху всю деревню видно...
В армию Саша, конечно, отправился поближе к самолетам. Водил буксировщик на военном аэродроме в Майкопе. Иногда по договоренности с летчиком даже удавалось посидеть в кабине "МиГа", и это, конечно, было большое счастье. О том, чтобы когда-нибудь самому стать пилотом, оставалось только мечтать. В летном училище сдают математику, а Колесник из-за нее еле окончил 8-й класс. Зато именно в армии ему впервые довелось полететь на настоящем самолете — на "кукурузнике" по дороге в отпуск.
Отслужив, Александр первое время работал шофером на автобусе и грузовике, пока в Липецке не открылся художественно-графический факультет. Рисовать Колесник с детства любил, поэтому быстро окончил вечернюю школу и через пять лет стал сельским учителем ИЗО. А по совместительству преподавал труд, черчение и музыку, поскольку умел играть на баяне.
Познакомившись со своей будущей женой Евгенией Ивановной, тоже учительницей, Александр переехал к ней в деревню Воейково. Там он стал не только учителем, но и главным деревенским умельцем: "Этому косу заточу, тому починю что-нибудь". Со временем Колесник так прижился, что в 2000 году его даже выбрали председателем сельсовета. А четыре года спустя еще и переизбрали на второй срок. Односельчане до сих пор вспоминают его председательство добрым словом.
— Дорога, какая ни есть, его заслуга,— говорит живущий через несколько домов Владимир Какушин.— И траву старухам он сам на участке косить помогал. Он вообще добрый и может, что угодно буквально из ничего собрать.
По воспоминаниям местных, когда у одной бабушки завалилась печка, председатель своими руками все починил и переложил кладку. А когда строили сельский клуб, собственноручно сварил систему отопления. В общем, никакой работой не гнушался.
Служебным своим положением Александр Викторович воспользовался лишь раз, и то ради самолетов. В нескольких километрах от райцентра работал аэродром сельхозавиации. И председатель уговорил летчиков взять его с собой в полет во время очередного опрыскивания посевов.
Ездил на самолете по улице
Сейчас Александр Колесник на пенсии и по чуть-чуть работает в краеведческом музее местного райцентра — села Тербуны. Втайне от жены он за свой счет покупает туда старинные радиоприемники и патефонные пластинки. Ну и, конечно, не перестает работать руками.
Стенка в гостиной, шкафчики на кухне — очень многое в доме у Колесника самодельное. Для жены Александр Викторович сконструировал специальную электротерку, чтобы свеклу для коз тереть. А обширный огород возделывает с помощью трактора, собранного из деталей разных грузовиков. Как это часто бывает у российских сельских изобретателей, машина довольно корявая, частично ржавая, но работает исправно.
— Тут мне эстетика не важна,— уверен изобретатель.— Самолет — совсем другое дело, он должен быть красивым.
В 2011 году Александр Викторович лег на тяжелую операцию — ему удалили надпочечник. Тогда-то и пришло понимание, что можно умереть, а мечту так и не осуществить. После этого пенсионер взялся за самолет всерьез.
Прежде всего для сборки нужна была идеально ровная поверхность. Ведь окажись одно крыло хоть капельку выше — машину поведет в воздухе. Еще не оправившись толком после операции, Александр Викторович начал таскать бетонные мешки и заливать новый пол в мастерской.
— Четыре года я самолет делал. Сколько скандалов было! Жена прекрасная хозяйка, но поймите, у нее интерес в несколько другую сторону,— вздыхает Александр Викторович.
Материалы были сравнительно недорогие. Деревянные рейки для каркаса, пенопласт, тончайшая фанера. Специальную авиационную ткань доставал зять, тоже мужик мастеровитый. Он работает в воронежском "Ашане" по части пожарной сигнализации.
Поначалу пенсионер просто копировал "Арго 02", но потом не удержался и немножко улучшил конструкцию. Разработал рулевое заднее колесо, а на два других поставил раздельные тормоза, которых у оригинальной модели не было: "Он у меня благодаря им на месте разворачиваться может".
Рычаг-штурвал бывший учитель труда сделал из рамы от велосипеда "Орленок". Винт же собственноручно выклеивал из нескольких слоев сосны. Единственный покупной агрегат — авиадвигатель марки Симонини в 102 лошадиные силы. Александр Викторович, конечно, пытался выкрутиться своими силами и приспособить мотор от мотоцикла "Днепр", но не хватало тяги. Потом попробовал от "Урала" — но для него надо было конструировать редуктор, а это лишний вес. А тут как раз знакомый авиалюбитель из Ельца, бывший гаишник Владимир, по сходной цене уступил двигатель от своего самолета.
Елец — ближайший более или менее крупный город, и в тамошнем аэроклубе Александр Викторович осваивал азы управления самолетом.
— Учиться я толком не учился. Но ребята меня несколько раз по дружбе брали в небо, на высоте давали порулить, хотя взлет и посадку, конечно, не доверяли. Итого налет у меня около двух часов,— рассказывает Александр Колесник.
Дальше учиться пришлось уже самостоятельно. Поначалу авиатор-любитель просто ездил на самолете по деревенской улице, привыкая к машине. Потом стал делать подлеты: разгонится, оторвется на метр от земли и садится. А после четырех подлетов решил, что уже готов к полету.
Стартовал пенсионер в 5 часов вечера 16 сентября. Из знакомых пилот позвал только бывшего гаишника Владимира, который даже снял взлет на видео. Взлетал Александр Викторович с обычного поля.
Полет проходил на высоте 300 метров и продолжался минут 40. Он видел, как проплывают внизу поля, крыши и дороги:
— Ну как такое увидишь и не обомлеешь? Самое завораживающее, конечно, это когда сверху смотришь на свою деревню.
А теперь он займется новой машиной:
— Я уже присмотрелся — есть такой американский самолет Piper, на сварном металлическом каркасе. Я его обязательно сделаю. Руками, ребята, можно изготовить все, что делают машины. Я точно знаю.
Никита Аронов
|