КАК ПОТЕРЯТЬСЯ ВО ВРЕМЕНИ Архимандрит Андрей (Конанос)
Все мы с вами потеряны на дороге земной жизни, потому что
не знаем, куда идем и что хотим. Однажды отец Софроний из Эссекса потерялся на
уличках во Франции. Знаете почему? Потому что молился. Господь завладел его умом
и забрал в рай, он потерял чувство времени и пространства, не знал, где
находится, и бродил. Какое это счастье – молиться и потеряться на дороге! То
есть отец Софроний не только молился у себя в келье, но непрестанно всегда и
везде.
Во время богослужения звучат слова: «Премудрость! Прости!
Услышим Святого Евангелия!» Что значит «прости»? Не столь существенно, в каком
положении наше тело. Важно, чтобы душа наша всегда находилась прямо перед Богом.
Преподобный Серафим Саровский перед смертью своей говорил
монахиням Дивеевского монастыря: «Поймете, что я умер, через дым. Знаком моей
смерти будет огонь». Монахини не поняли его слов. Когда святой Серафим молился,
от горящей свечи зажглась его ряса, а потом и вся келья. Лишь при виде дыма,
исходящего из его кельи, поняли, что старец умер. Умер, стоя на коленях перед
ликом Божией Матери и крестообразно сложив руки на груди. Его Господь забрал в
то время, когда он молился. Изумительно! К тому, с Кем разговаривал всю свою
жизнь, и пойдешь. Очень простой переход ко Господу, Который тебя ждет в Своем
Царстве. Отец Софроний говорил: «Не так ли должны мы все умереть? Умереть
молясь».
Как-то я читал книгу «Духовные диалоги с румынскими
старцами», написанную в монастыре Григориат. И в ней обнаружил интересный
рассказ, который понял не сразу. Однажды пожилую монахиню спросили о том, как
она молится, ведь пребывает уже на закате своей земной жизни, имеет ли какое-то
последнее чаяние. Старица ответила: «Не хочу ничего просить у Бога, только чтобы
умирая иметь на устах имя Христа: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Какая
это радость: умирая иметь Христа в своем сердце, в своем уме.
Однажды читая книгу «Аскеты в миру» я обратил внимание на
рассказ одной семейной пары: супруги прожили вместе тридцать лет и постоянно
повторяли имя Христа в своем сердце. Молитву можешь творить где угодно. Везде
можешь стать святым.
Отрадно видеть не только пожилых людей, которые достигли
такого духовного роста, но и молодые пары, постоянно подвизающиеся во Христе.
Отцу Софронию, бродившему по улицах Франции, было тогда только сорок лет. Это не
пожилой возраст, молодой.
Мы все нуждаемся в общении с Господом. Что такое молитва?
Это непосредственный разговор с Богом. Никакой интернет, прослушивание CD,
просмотр проповедей не могут заменить молитву. Молитва – это когда ты стоишь
перед Богом, Который… Кем является Бог? Тем, о Котором ты знаешь и одновременно
не знаешь. Тот, к Которому приближаешься, а Он убегает. Можешь назвать Его и
любовью, и спокойствием. Но вместе с тем понимаешь, что не в силе все выразить
своим ограниченным умом. Он есть, по слову апостола Павла, Тот, Кого нельзя
понять, Которого не видел никогда и никогда не сможешь увидеть, не можешь себе
представить. Это Личность с именем Иисус Христос. Хочешь увидеть Бога? Приди и
посмотри на Христа. «Видевший Меня видел Отца», – читаем в Евангелии от Иоанна,
– «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил».
Зная Христа, мы познаем Бога. Разговор с Тем, Кто известный и неизвестный
одновременно, и является молитвой.
Апостол Павел также повелевает: «Ревнуйте о дарах больших»
– они и есть любовь. Молитва должна совершаться с любовью. Невозможно ее
творить, если не имеешь любви к Богу и ближним. Если я, например, звоню тебе по
телефону, мы начинаем ссориться, я гневаюсь, а вечером совершаю молитву, то не
смогу приблизиться ко Господу. Молитва должна совершаться с чистым сердцем, со
спокойной совестью, что никого не обидел, а если кого-то огорчил, то примирился
обязательно, с внутренним спокойствием. Лишь в этом случае можешь приступить к
этому великому искусству. Если живешь в Боге, прекращается многословие.
Завершением молитвы является молчание.
Молитва – это самая большая сила для человека. Если бы мы
это хорошо понимали, то творили бы великие чудеса в нашей жизни. Первое из них –
мы бы стали мирными людьми. Разве мир в самом себе не есть большим чудом?
Чтобы привыкнуть к молитве, надо уделять ей достаточно
времени. Не напишешь красивую картину за десять минут. То же самое с молитвой.
Выделяя на нее две-три минуты, не научишься этому великому деланию.
Молитва так опьяняет человека, что он, как и отец Софроний,
теряется. Боже, дай же и нам так потеряться в нашей земной жизни и найти путь к
Тебе. Мы идем по жизни и думаем, что выбрали правильный путь, но он ошибочный
потому, что услали его своими эгоистическими планами и гордыми требованиями.
Совершая молитву теряешь этот путь и идешь уже по другому.
Твори молитву «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» до тех
пор, пока твой ум не успокоится и перестанет думать о тех вещах, которым ты
придаешь большое значение. Не важны еда, одежда, рынок, покупки. Не может быть
важным то, что приходит и уходит, что является важным сегодня, а завтра уже нет.
Ты скажешь: «Не проживу же без этого». Я же не говорю тебе этого не делать. Но
предостерегаю, чтобы ты не пристрастился ко всему этому, оно все тебя крадет,
если чрезмерно заботишься о нем. Господь дал тебе сердце для Него, а не для
денег, покупок, столиков, стульчиков и т. д. Приезжая на Святую Гору, ты видишь
хорошо обустроенные монастыри. Монахи всей красе уделили достаточно внимания,
положили много труда, но все это не отдалило их сердца от молитвы.
Будем просить у Господа, чтобы возлюбить нам прикосновение
к Нему, всегда постоянно держать Его имя на устах. Начинай молитву – и увидишь
то, что нельзя выразить словами, что нужно лишь пережить. Когда опьянеешь от
молитвы, вспомни и мое имя.
Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевод с новогреческого Сергея Рудько
|