КОНСТАНТИНУ ПАУСТОВСКОМУ - 130!
Он никогда не был «моден» или «немоден» – его читали всегда» - сказал о
нем Юрий Бондарев.
Константин Георгиевич Паустовский – русский советский прозаик и
драматург. Он родился 31 мая 1892 года в Москве, в семье железнодорожного
статистика Георгия Максимовича Паустовского (1854-1912) и Марии Григорьевны
(1869-1934).
Семья имела украинско-польско-турецкие корни. Дед писателя был казаком
с украинским происхождением, мама была турчанкой, бабушка писателя по матери
– полькой. У Константина было двое старших братьев – Борис и Вадим, сестра
Галина.
В юности Константин Паустовский увлекался творчеством Александра Грина.
В воспоминаниях он писал: «Мое состояние можно было определить двумя
словами: восхищение перед воображаемым миром и – тоска из-за невозможности
увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой
незрелой прозе».
С началом Первой мировой войны К. Паустовский переехал в Москву, здесь
жили его мать, сестра и один из братьев, и перевёлся в Московский
университет на юридический факультет, но вскоре был вынужден прервать учёбу
и устроиться на работу. Работал вагоновожатым трамвая, потом санитаром на
одном из поездов. Поезд развозил раненых по тыловым городам.
«Осенью 1915 года я перешел с поезда в полевой санитарный отряд и
прошел с ним длинный путь отступления от Люблина в Польше до городка Несвижа
в Белоруссии. В отряде из попавшегося мне засаленного обрывка газеты я
узнал, что в один и тот же день были убиты на разных фронтах два мои брата.
Я остался у матери совершенно один, кроме полуслепой и больной моей сестры»,
– вспоминал Константин Паустовский.
После гибели братьев Константин вернулся в Москву, но ненадолго. Он
ездил из города в город, работая на заводах. В Таганроге Паустовский стал
рыбаком в одной из артелей. Впоследствии он говорил, что писателем его
сделало море. Здесь же Паустовский начал писать свой первый роман
«Романтики».
Во время своих поездок писатель познакомился с Екатериной Загорской
(1889-1969). Когда она жила в Крыму, жительницы татарской деревушки прозвали
её Хатидже, так же называл её и Паустовский: «Её люблю больше мамы, больше
себя… Хатидже – это порыв, грань божественного, радость, тоска, болезнь,
небывалые достижения и мучения…». В 1916 году пара обвенчалась.
Во время Октябрьского переворота Константин Паустовский находился в
Москве. Некоторое время он проработал здесь журналистом, но вскоре вновь
отправился за матерью и сестрой – на этот раз в Киев. Пережив здесь
несколько переворотов Гражданской войны.
Паустовский переехал в Одессу, где жил два года и работая в газете
«Моряк»: «В Одессе я впервые попал в среду молодых писателей. Среди
сотрудников „Моряка“ были Катаев, Ильф, Багрицкий, Шенгели, Лев Славин,
Бабель (о котором позже оставил подробные воспоминания), Андрей Соболь,
Семен Кирсанов и даже престарелый писатель Юшкевич.
В Одессе я жил у самого моря и много писал, но ещё не печатался,
считая, что ещё не добился умения овладевать любым материалом и жанром.
Вскоре мною снова овладела «муза дальних странствий“. Я уехал из Одессы, жил
в Сухуме, в Батуми, в Тбилиси, был в Эривани, Баку и Джульфе (Северная
Персия), пока, наконец, не вернулся в Москву».
В 1923 году писатель вернулся в Москву и стал редактором в Российском
телеграфном агентстве (РОСТА), где и начал печататься.
Первый сын Паустовского – Вадим – родился в 1925 году (умер в 2000 г.).
В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты
«Правда», журналов «30 дней», «Наши достижения» и других, много
путешествовал по стране. Впечатления от этих поездок воплотились в
художественных произведениях и очерках. В 1930 году в журнале «30 дней»
впервые были опубликованы очерки: «Разговор о рыбе» (№ 6), «Погоня за растениями» (№ 7), «Зона
голубого огня» (№ 12).
В следующие годы он путешествовал по стране, написал много
художественных произведений и очерков.
В 1936 году Паустовский развелся. Второй женой писателя стала Валерия
Валишевская-Навашина (1896-1975), с которой он познакомился ещё до развода
(приёмный сын Сергей Навашин).
Совершив поездку по северо-западу страны, посетив Новгород, Старую
Руссу, Псков, Михайловское, Паустовский пишет очерк «Михайловские рощи»,
опубликованный в журнале «Красная новь» (№ 7, 1938 г.).
В это время писатель открыл для себя под самой Москвой неведомую и
заповедную землю – Мещёру. В десятках своих восхитительных рассказов он
воспел эту рязанскую сторону. О любимой им Мещёре Паустовский писал: «Мещёре
я обязан многими своими рассказами, „Летними днями“ и маленькой повестью
«Мещёрская сторона». Валерия, его вторая жена становится вдохновительницей
многих произведений – например, «Мещёрская сторона», «Бросок на юг» (здесь
Валишевская явилась прообразом Марии).
С началом Великой Отечественной
войны Паустовский, ставший военным корреспондентом, служил на Южном фронте.
В середине августа Константин
Паустовский вернулся в Москву и был оставлен для работы в аппарате ТАСС.
Вскоре по требованию Комитета по делам искусств был освобождён от службы для
работы над новой пьесой для МХАТа и эвакуировался с семьёй в Алма-Ату, где
работал над пьесой «Пока не остановится сердце», романом «Дым отечества»,
написал ряд рассказов. Постановку пьесы готовил московский Камерный театр
под руководством А. Я. Таирова, эвакуированный в Барнаул. В процессе работы
с коллективом театра Паустовский некоторое время (зима 1942 и ранняя весна
1943 гг.) провёл в Барнауле и Белокурихе. Этот период своей жизни он назвал
«Барнаульские месяцы». Премьера спектакля по пьесе «Пока не остановится
сердце», посвящённой борьбе с фашизмом, состоялась в Барнауле 4 апреля 1943
года.
Третьей женой Константина
Паустовского стала актриса Театра имени Мейерхольда Татьяна Евтеева-Арбузова
(1903-1978). Они встретились, когда она уже пять лет была вдовой с дочерью
Галиной Арбузовой (ныне – хранитель Дома-музея К. Г. Паустовского в Тарусе),
Константин Георгиевич оставил вою супругу, чтобы создать новую семью.
Паустовский писал своей Татьяне, что «такой любви не было ещё на свете». Они
поженились в 1950 году, и в тот же год, в селе Солотча Рязанской области, у
них родился сын Алексей (1950-1976).
В 1950-е годы Паустовский жил в
Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных
сборников демократического направления времён оттепели «Литературная Москва»
(1956) и «Тарусские страницы» (1961). Более десяти лет вёл семинар прозы в
Литературном институте им. Горького, был заведующим кафедрой литературного
мастерства. Среди учащихся на семинаре Паустовского были: Инна Гофф,
Владимир Тендряков, Григорий Бакланов, Юрий Бондарев, Юрий Трифонов, Борис
Балтер, Иван Пантелеев.
В середине 1950-х годов к
Паустовскому пришло мировое признание. Получив возможность путешествовать по
Европе, он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции,
Италии и др. странах. Отправившись в 1956 году в круиз вокруг Европы, он
посетил Стамбул, Афины, Неаполь, Рим, Париж, Роттердам, Стокгольм.
Путешествуя, он писал путевые очерки и рассказы: «Итальянские встречи»,
«Мимолетный Париж», «Огни Ла-Манша». Книга «Золотая роза», посвященная
литературному творчеству, вышла в 1955 году. В ней автор пытается осмыслить
«удивительную и прекрасную область человеческой деятельности
В том же 1965 году Константина
Паустовского номинировали на Нобелевскую премию в области литературы,
которая в итоге была присуждена Михаилу Шолохову. Ещё трижды он был
номинирован на Нобелевскую премию по литературе: 1966, 1967, 1968.
В 1965 году Паустовский подписал
письмо с ходатайством о предоставлении А. И. Солженицыну квартиры в Москве,
а в 1967 году поддержал А. Солженицына, написавшего письмо IV Съезду
советских писателей с требованием отменить цензуру литературных
произведений.
В 1966 году Паустовский подписал
письмо двадцати пяти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК
КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации И. Сталина.
Во время судебного процесса над
писателями А. Д. Синявским и Ю. М. Даниэлем К. Г. Паустовский вместе с К. И.
Чуковским открыто выступил в их поддержку, предоставив суду положительные
отзывы об их творчестве.
Долгое время Константин
Паустовский болел астмой, перенёс несколько инфарктов. Тринадцать последних
лет своей жизни Константин Георгиевич Паустовский провёл в Тарусе, маленьком
городке Средней России, где он пользовался уважением и любовью жителей, и 30
мая 1967 года стал первым «почетным гражданином» города. Здесь им были
написаны повести «Время больших ожиданий», «Бросок на юг», главы из «Золотой
розы», множество новелл и статей: «Наедине с осенью», «Уснувший мальчик»,
«Лавровый венок», «Избушка в лесу», «Городок на реке».
Уже незадолго до смерти тяжело
больной писатель направил письмо А. Н. Косыгину с просьбой не увольнять
главного режиссёра Театра на Таганке Ю. П. Любимова. За письмом последовал
телефонный разговор с Косыгиным, в котором Константин Георгиевич сказал: «С
вами говорит умирающий Паустовский. Я умоляю вас не губить культурные
ценности нашей страны. Если вы снимете Любимова, распадётся театр, погибнет
большое дело». В результате приказ об увольнении подписан не был.
Писатель скончался 14 июля 1968
года в Москве, прожив долгую творческую жизнь. Согласно завещанию,
Константина Георгиевича Паустовского похоронили на городском кладбище
Тарусы.
Могила К. Г. Паустовского
Журналист Валерий Дружбинский,
работавший у К. Паустовского литературным секретарём в 1965-1968 годах, в
своих воспоминаниях «Паустовский, каким я его помню» написал: «Удивительно,
но Паустовский ухитрился прожить время безумного восхваления Сталина и ни
слова не написать о вожде всех времён и народов. Ухитрился не вступить в
партию, не подписать ни единого письма или обращения, клеймящего
кого-нибудь. Он изо всех сил пытался остаться и поэтому остался самим
собой».
Памятник Константину Паустовскому в Тарусе
Творчество
…Писательство сделалось для меня
не только занятием, не только работой, а состоянием собственной жизни,
внутренним моим состоянием. Я часто ловил себя на том, что живу как бы
внутри романа или рассказа».
Первые произведения, «На воде» и
«Четверо» (в примечаниях к первому тому шеститомного собрания сочинений К.
Г. Паустовского, 1958 года издания, повесть названа «Трое»), были написаны
им ещё во время учёбы в последнем классе киевской гимназии. Рассказ «На
воде» был напечатан в 1912 году в киевском альманахе «Огни»,
№ 32 и был подписан
псевдонимом «К. Балагин» (единственный рассказ, напечатанный Паустовским под
псевдонимом). Повесть «Четверо» вышла в журнале для молодёжи «Рыцарь» (№ 10-12,
октябрь-декабрь, 1913 год).
В 1915 году в газете «Вятская
речь» – первый очерк Паустовского «Письма с войны».
В 1916 году, работая на
котельном заводе «Альберт Невъ, Вильде и Ко» в Таганроге, К. Паустовский
начинает писать свой первый роман «Романтики», работа над которым
продолжалась семь лет и была закончена в 1923 году в Одессе.
«Мне кажется, что одной из
характерных черт моей прозы является её романтическая настроенность…
Романтическая настроенность не противоречит интересу к “грубой“ жизни и любви к
ней. Во всех областях действительности, за редкими исключениями, заложены зёрна
романтики.
Их можно не заметить и
растоптать или, наоборот, дать им возможность разрастись, украсить и
облагородить своим цветением внутренний мир человека».
В 1928 году вышел первый сборник
рассказов Паустовского «Встречные корабли». «Первой моей „настоящей“ книгой был
сборник рассказов «Встречные корабли“», хотя отдельные очерки и рассказы
печатались и до этого. В короткий срок (зима 1928 года) был написан роман
«Блистающие облака», в котором детективно-авантюрная интрига, переданная
великолепным образным языком, сочеталась с автобиографическими эпизодами,
связанными с поездками Паустовского по Черноморью и Кавказу в 1925-1927 годах.
Роман был издан харьковским издательством «Пролетарий» в 1929 году.
Известность принесла повесть
«Кара-Бугаз». Написанная на основе подлинных фактов и вышедшая в 1932 году в
московском издательстве «Молодая гвардия», по мнению критиков, повесть сразу
выдвинула Паустовского в первые ряды советских писателей того времени. Повесть
многократно издавалась на разных языках народов СССР и за рубежом. Снятый в 1935
году режиссёром Александром Разумным фильм «Кара-Бугаз» по политическим мотивам
не был допущен в прокат.
«Судьба Шарля Лонсевиля» –
написана летом 1933 года в Солотче. Впервые вышла отдельным изданием в
московском издательстве «Молодая гвардия». Переиздавалась несколько раз. Была
переведена на многие языки народов СССР.
«Колхида» – написана осенью 1933
года, впервые была напечатана в альманахе «Год 17-й» в 1934 году. Созданию
повести предшествовала поездка Паустовского в Мегрелию.
«Чёрное море» – написана зимой
1935-1936 годов в Севастополе, где Паустовский поселился специально, чтобы иметь
возможность пользоваться материалами Севастопольской морской библиотеки.
«Созвездие гончих псов» –
написана в 1936 году в Ялте. Впервые была напечатана в журнале «Знамя» 1937 год
№ 6. В том же году
повесть вышла отдельным изданием в «Детиздате». Пьеса, написанная
Паустовским по этой повести, шла во многих театрах страны в течение многих
лет.
«Северная повесть» – была
написана в 1937 году, писалась в Москве и Солотче.
«Исаак Левитан» (1937),
«Орест Кипренский» (1937),
«Тарас Шевченко» (1939).
Особое место в творчестве
Паустовского занимает Мещёрский край. О любимой им Мещёре Паустовский писал:
«Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашёл в лесном Мещёрском краю.
Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых
дум и напряжённого труда. Средней России – и только ей – я обязан большинством
написанных мною вещей».
«Вся моя жизнь с раннего детства
до 1921 года описана в трёх книгах – «Далёкие годы», «Беспокойная юность» и
«Начало неведомого века». Все эти книги составляют части моей автобиографической
«Повести о жизни“».
Детству писателя там посвящена
первая книга «Далёкие годы» (1946), «Беспокойная юность» (1954), «Начало
неведомого века» (1956), «Время больших ожиданий» (1958), «Бросок на юг»
(1959-1960), «Книга скитаний» (1963).
В его творчестве есть и
фантастическое, это рассказ «Доблесть», в котором действует установка под
названием «экран тишины», заглушающая любые звуки, а также сказки «Артельные
мужички», «Тёплый хлеб» и рассказ «Старая рукопись».
По сценариям К. Г. Паустовского были поставлены кинофильмы:
1935 – «Кара-Бугаз»
1943 – «Лермонтов»
1957 – «Телеграмма» (короткометражный фильм)
1960 – «Северная повесть»
1965 – «Обещание счастья» (фильм-спектакль)
1967 – «Растрёпанный воробей» (мультфильм)
1967 – «Начало неведомого века» киноальманах, в котором третья часть
«Повести о жизни», озаглавив весь сборник, выступила под названием «Мотря»
1971 – «Стальное колечко» (короткометражный фильм)
1973 – «Тёплый хлеб» (мультфильм)
1979 – «Стальное колечко» (мультфильм)
1979 – «Квакша» (мультфильм)
1987 – «Тёплый хлеб» (короткометражный фильм)
1988 – «Жильцы старого дома» (мультфильм)
1983 – «Солдатская сказка» (мультфильм)
1989 – «Корзина с еловыми шишками» (мультипликационный фильм с
использованием музыки Э. Грига)
2003 – «Остров без любви» (телесериал; 4-я серия «Вас буду ждать я…» по
рассказу «Снег»)
|