Серж Гейнсборо
Среди певцов старшего поколения был один певец, песни которого
исполнялись реже, но его песни были очень запоминающиеся и волновали
больше. Сын еврейских иммигрантов из России, бежавших от большевиков из
Феодосии в Гражданскую войну и позднее бежавших от гитлеровцев из Парижа
во Вторую Мировую войну, став взрослым, он сменил своё родное имя Люсьен
Гинзбург на Серж Гейнсборо. Талантливый юноша тяготел к живописи и музыке.
Решив, что у него недостаточно таланта, чтобы стать художником, он
продолжал заниматься музыкой, аккомпанируя певцам в клубах и сочиняя
песни для себя, “в стол”.
Случайно узнав о его таланте сочинителя песен, его работодатели
заставили Сержа выйти на сцену и стать певцом своих песен. Начал
записывать альбомы. Его стали приглашать в кино, сначала как
композитора, а потом и как актёра-певца.
Обладатель глубокого мужского баса, он выбирал себе партнёрш с очень
тонким, девичьим голосом. Получался эротичный контраст, и Серж нашёл
свою “нишу” – песни эротического содержания, где девушка признавалась
ему в любви и частым дыханием выражала свою страсть.
Его песни быстро получили признание и популярность в Англии и Франции.
Но не в Советском Союзе, где песни такого рода были вообще запрещены. Я
не верил своим ушам, слушая песни Сержа по радио: я не знал, что можно
передавать такие откровенные чувства по радио. Самой известной его песней, его
“визитной карточкой” стала песня 1967 года «Я люблю тебя... А я уже
нет...», написанная им для Бриджит Бардо. Эта песня заняла первые места
в Англии и Ирландии, но в некоторых европейских странах была запрещена
из-за ее «чрезмерного сексуального содержания».
Серж Гейнсборо много пил, нещадно курил, кутил ночами напролёт и
разговаривал «грязным языком». Он не изображал «плохого мальчика» – он был «плохим
мальчишкой». Но французские зрители считали, что мягко
поющий певец, который ещё и курит во время пения – это самое
французское, что может быть во Франции.
Он был груб с женщинами. Но женщины его любили. Его
жён и подружек знала вся страна. Долгое время его подружкой была одна из
самых красивых и самых известных киноактрис мира Бриджит Бардо, которую
он встретил на съёмках фильма. Другая подружка Сержа и его партнёрша в
песнях, Джейн Биркин, даже после смерти Сержа в 1991 году, осталась
популярной и часто приглашаемой на телевидение для воспоминаний о Серже.
После смерти Сержа Гейнсборо, обладателя многих
песенных премий, Франция внезапно ощутила потерю черты национального
характера.
Молодёжь на Парижском радио
Молодёжь тоже
звучала на Парижском радио.
Среди них были яркие, запоминающиеся
певцы. Но – надо сказать – французская
публика очень осторожно принимает новых, молодых певцов. Это было всегда.
Это было со всеми молодыми певцами.
Проходило несколько лет, заполненных тяжелым трудом,
репетициями, поисками “своего стиля”, случайными концертами там и сям,
бесконечными записями в студиях, которые певец должен оплачивать сам, в
расчёте на будущее признание и будущий успех (в том числе и финансовый).
Многие сначала завоёвывали признание в других странах, в
бывших французских колониях, и уже потом возвращались во Францию, и тогда
публика была благосклонна и меняла своё отношение к певцу.
Мирей Матье
Именно такая история произошла с будущей величайшей
певицей Франции – Мирей Матье (Mireille
Mathieu). Она родилась на юге Франции, в средневековом городке
Авиньон – небольшом, но известном на всю Францию песней “На мосту в Авиньоне
все танцуют, все танцуют”.
Мирей родилась в бедной семье, она была старшей из
четырнадцати детей. В 14 лет она бросила школу и пошла работать на фабрику.
Так она могла помогать семье и оплачивать свои уроки пения. Она любила петь
и пела везде и всегда, даже на фабрике во время работы и во время ланча.
У её отца был оперный голос, но в молодости он не мог
учиться петь, надо было работать. Поэтому он помогал дочери воплотить свою
мечту, а Мирей отблагодарила его, включив его голос в свою первую пластинку
рождественских песен.
С 16 лет она начала пробовать свои силы в телевизионных
конкурсах – пела песни Эдит Пиаф, с которой брала пример. Неудача за
неудачей. Но в 18 лет она, наконец, победила на телевизионном конкурсе
песни!
На неё обратили внимание известнейшие композиторы – Поль
Мориа и Фрэнсис Лей, ей стали писать песни, рассчитанные на её неповторимый
голос. А в 20 лет Мирей Матье впервые предложили спеть в “театре звёзд” – в
“Олимпии”.
Она записала первую коммерческую пластинку и стала
известной. Но не во Франции, а за ее пределами.
Мирей подписалась на заграничные турне. И несколько лет не
пела во Франции. Пела в Англии, Канаде, США. Встречалась с Королевой Англии,
с Элвисом Пресли, пела с Дином Мартином и Фрэнком Синатрой. Всё было точно
так, как ей нагадала старая цыганка в детстве – “ты скоро будешь встречаться
с Королями и Королевами”. Хотя и не скоро, но это произошло, это случилось!
Добившись успеха (в том числе и финансового), Мирей стала
помогать семье. Купила дом для семьи, отцу – машину для бизнеса и, самое
важное, установила в доме телефон, чтобы семья могла её разыскать в любое
время, в любой точке планеты.
За годы своей сценической карьеры Мирей Матье побывала во многих странах,
пела на 11 языках, но в основном на французском и немецком. Она много раз
была в Советском Союзе и в России, дружила и пела с Ансамблем Александрова и
была очень любима среди русских. А в 1990 году Мирей Матье провела серию
концертов во Дворце Конгрессов в Париже, в том самом, который мы открывали в
1974.
Но всё это было потом… А в то время, когда мы выступали во Дворце
Конгрессов, я удивлялся, почему Мирей Матье можно услышать только на радио,
почему она не даёт больших концертов? Позднее мы узнали – в этом была
замешана политика. “Левые” посчитали её старой, “дореволюционной” (до
“революции” 1968 года, когда были студенческие беспорядки), обвинили в
поддержке Де Голля и решили её “гноить и бойкотировать”.
Но это была неправда. Мирей не пела песен о Шарле де
Голле. Мирей Матье пела о любви (“Жизнь в розовом цвете”), о становлении
личности (“Мое кредо”), об окончании любви (“Я ничто без тебя”, “Я пришла
сказать тебе Прощай”), пела много песен о своём любимом Париже. В конце
концов, она пела самую революционную песню мира – “Марсельезу”, которая к
тому же была Национальным Гимном Франции!
Клод Франсуа
Среди молодых французских певцов самой яркой личностью был Клод Франсуа. Обладатель свежего, молодежного голоса и
такой же юношеской внешности, Клод Франсуа избрал своим стилем
пения молодёжные стили, только что пришедшие во Францию – рок-н-ролл
(1961) и твист (1962). Пел сначала в группе, но мечтал о сольном пении.
И не только мечтал.
На свою небольшую зарплату Клод стал записывать маленькие пластинки
одиночных песен в стиле твист. Неудача. Но Клода это не испугало и не
обескуражило. Он продолжал искать “свою песню”. И успех пришёл! Это была
песня-твист о девушках “Красивые, красивые, красивые”, где Клод пел в
окружении красивых девушек.
Одновременно Клод сделал клип на эту песню, где он показал себя
прекрасным танцором твиста. Эта песня осталась популярной через
десятилетия!
Из этой песни позднее родилась идея создать целое шоу, где Клод Франсуа
пел бы в окружении красивых девушек. Созданное через несколько лет, шоу
принесло долгожданный успех. Собственно, Клод Франсуа мог бы и не петь –
молодые красивые танцовщицы брали на себя все внимание. Но Клод Франсуа
пел, танцевал, играл свои актёрские роли, и делал всё это на высшем
уровне!
Вскоре оказалось, что Клод Франсуа может не только петь и танцевать – он
может сочинять песни. В 1967 году он (в соавторстве с Жаком Рево)
написал песню на французском языке под названием “Comme
d'habitude”
(“Как обычно”).
Песня была о непростых отношениях между мужчиной и женщиной. Скоро эта песня
стала широко популярной во всех франкоязычных странах. Канадский певец Пол
Анка (получивший признание своими песнями в 14 лет), будучи на гастролях во
Франции, услышал эту песню, которая запала ему глубоко в душу.
Он взял мелодию и не перевёл – он сочинил новый текст на английском языке –
о жизненном пути, что придало этой песне более объемное и более широкое
значение, и подарил эту новую песню Фрэнку Синатра, которого он глубоко
уважал и с которым дружил.
И эта песня, теперь уже под названием “My
way” (“Мой путь”), сделала Фрэнка Синатра звездой и стала его
“визитной карточкой”. Только немногие знатоки песенного жанра продолжали
помнить настоящего автора этой песни, Клода Франсуа.
Клод Франсуа работал без остановки, буквально на износ, путешествуя с
концертами в Бельгию, Швейцарию, Италию, Испанию, Англию, Канаду...
Готовился к поездке в США. Но неожиданно получил электрошок в своей ванной,
от которого скончался, не дожив до 40 лет.
Это была трагедия для всей Франции! Президент того времени Валери Жискар
Д’Эстен сказал, что Клод Франсуа был для него “Французский эквивалент
‘Битлз’”.
Жерар Ленорман.
Вслушиваясь постепенно, в
течение многих дней пребывания в Париже, во французскую музыку, я отметил
для себя одного необычного певца. Я бы назвал его Мечтателем. Названия его
песен говорили сами за себя – “Если бы я был Президентом”, “Баллада о
счастливых людях”, “Маленький принц”, “Солдаты, не стреляйте”.
Его имя было Жерар Ленорман.
Он рос без отца и, быть может, это дало мечтательное направление его мыслям
и его творчеству.
К примеру, в своей самой
известной песне он мечтал: