ЖИТИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и
Саломии - дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим
братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих
учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали
за Господом.
Апостол
Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную
чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был
одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе.
Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом
дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время
Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра,
приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя.
Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели
из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он
же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя
и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем.
У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал
обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: "Жено, се сын
Твой" и к нему: "Се Мати твоя" (Ин. 19, 26, 27). С этого времени апостол
Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее
Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.
После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему
жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди
Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на
корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были
выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине.
Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и
наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на
берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека.
Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь
сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и ученик
отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о
Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами,
так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем.
В это время началось гонение на христиан императора Нерона (56 -
68). Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа
Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил
Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и
остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который
был брошен по приказанию мучителя.
После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос,
где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн
совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся
чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн
просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских
капищ и исцелил великое множество больных.
Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое
сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный
волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но великий
Иоанн - Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через
него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся
Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.
Апостол
Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя
трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром.
Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать
то, что он будет говорить. "Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет
Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель" (Откр. 1, 8), - возвещал Дух Божий
через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения
(Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны
судеб Церкви и конца мира.
После
длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал
свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений.
Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие.
Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим
исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо
он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех
Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и
ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного
и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в
пустыню.
Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол
побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь
бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца,
юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.
Святой
апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех
остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем
земных путей Спасителя.
Когда
настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с
семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную
могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей.
Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не
решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и
закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его
погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.
Каждый
год из могилы святого апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах, который
верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память
святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая.
Господь
дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя "сынов грома" - вестника
устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель
указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви,
проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел - символ высокого парения
Богословской мысли - иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова.
Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому
Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.
|