С РОЖДЕСТВОМ ТЕБЯ, О, ВСЕПЕТАЯ БОГОМАТИ!
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — первый
двунадесятый (от славянского «дванадесять» — двенадцать) православный праздник
церковного года. Первый он и по хронологии событий новозаветной истории, и по
церковному календарю, который начинается с сентября и потому называется в
богослужебных песнопениях «началом нашего спасения». Рождение Божией Матери
явилось исполнением пророчеств о том, что вскоре придет на землю Христос,
Спаситель мира. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы ежегодно отмечается
Церковью 21 сентября (8 сентября по старому стилю), является непереходящим и
имеет 1 день предпразднества и 4 дня попразднества.
Кем были родители Девы Марии?
В
Протоевангелии Иакова II века, которое относится к Преданию, говорится о том,
что рождение Марии не было случайным: ее родителями была благочестивая,
праведная, но бездетная пара из израильского города Назарет Галлилейский. Анна и
Иоаким прожили вместе 50 лет и очень страдали, что не могут испытать радость
рождения ребенка. В древнем Израиле люди, которые не могли иметь детей,
считались проклятыми за тяжкие грехи, и из-за своей бездетности Иоаким не имел
права даже приносить жертвы в храме.
Что означает имя Богородицы?
После того как первосвященник запретил Иоакиму приносить Богу жертву, он,
отчаявшись, отправился в пустыню для молитвы. И тогда к нему явился ангел,
который возвестил о том, что его просьба услышана и скоро он с его престарелой
женой станут родителями. Обрадованная пара дала обет, что рожденного ребенка они
посвятят служению Богу. Девочку назвали еврейским именем Мария, что означает
"госпожа", "надежда". Когда Марии было три года, родители принесли ее в храм.
Там ее встретил первосвященник Захария. Согласно Преданию, девочку поставили на
ступени храма и она, не оглядываясь, побежала в храм, чем поразила собравшихся
священников и родителей. В храме Мария воспитывалась до своего совершеннолетия и
свадьбы с Иосифом.
Когда начали праздновать Рождество Девы Марии?
Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только к пятому веку.
Первыми о нем упоминают Константинопольский патриарх Прокла (439–446 годы) и
папа Геласий (492–426 годы). Также о празднике в своих трудах говорили святители
Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. Изображать на иконах Божью Матерь стали
гораздо позже: в X веке. Некоторые древние фрески в храмах Сербии, Украины,
России сохранились до наших дней. Иконописцы изображали в центре иконы мать
Марии — праведную Анну, а рядом с ней — акушерку, слуг, женщин с дарами в руках,
которые пришли поклонится будущей великой святой.
Из проповеди архимандрита Иоанна Крестьянкина:
"Сегодня – Рождество Христово, день начала подвига Спасителя мира. Сегодня –
день испытания нашей любви и верности Ему. И пусть услышит мир нашей жизнью
возвещенную истину: "С нами Бог, разумейте языцы... яко с нами Бог!" С радостью
величайшего праздника Рождества Христова вас всех поздравляем!
Бог Господь Христос Младенцем, пеленами повитым, явился в мир. И Матерь-Дева
склонилась над Ним в изумлении перед необъятностью явленной миру тайны. И Матерь
Непорочная Дева Мария, послужившая "велией благочестия тайне", в этот миг
познала всю высоту радости, потому что Человек и Бог явился в мир. И это знала
пока только Она одна. И Она одна в этот же миг трепетно предощутила и всю
глубину горя крестного пути, на который вступала сейчас с Младенцем на руках.
И
сегодня день достойного почитания Матери Божией, Непорочной Девы Марии,
послужившей тайне воплощения Сына Божия. Мало слов сказано о Ней в Священном
Писании, мало событий Ее личной жизни сохранило Предание. Но за каждым шагом Ее
Божественного Сына зримо стоит Она, начиная от Его рождения и кончая Крестом на
Голгофе. И нам нетрудно представить величие Ее исключительного материнского
подвига по человечеству, но сложнее постигнуть ту высшую степень чистоты и
святости, всецелой преданности Себя воле Божией, которые и сделали Ее "зарею
таинственного дня" и которыми Она вошла в близость с Самой Пресущественной
Троицей, став Дочерью Богу Отцу, Матерью Сыну Божию и Невестой Духу Святому.
Обещание Божие, данное еще первым людям, что придет время и родится на земле
Спаситель мира и "семя жены сотрет главу змия" – диавола, исполнилось не вдруг.
Человечество прошло длительный путь приготовительного очищения и освящения,
пока, наконец, не явилась Богоизбранная Отроковица, и Ангелы воспели
Воплотившемуся божественный гимн, небеса предвозвестили великое событие чудесной
звездой, земля предоставила пещеру, род же человеческий дал Матерь-Деву,
исполнившую Божественный Совет Всевышнего Бога.
И
та свобода от греха, которой достигла Приснодева, была прежде всего великим
даром Божиим и Ее личным подвигом любви к Богу. Ибо сердце Ее от младенчества
всегда было обращено к Нему. И обет Ее родителей, данный при рождении Дщери,
посвятить Ее Богу, стал и обетом Ее сердца. И подвиг Ее жизни питался молитвами
Ее родителей, молитвами и чаяниями всего ветхозаветного человечества, всего
сонма патриархов и праведников.
И
цель воплощения Сына Божия – возрождение и обновление мира, устранение из него
всех последствий грехопадения, восстановление первозданного Царства Божия. И
этой великой цели послужила Пресвятая Дева.
Ее подвигом жизни, молитвы и любви мы обрели вечное спасение. И "Бог (теперь)
именуется нашим Отцом, потому что Слово приобщилось нашей плоти, ибо Сын делает
так, что Его Отец становится и нашим Отцом", – как говорит святой Афанасий
Александрийский. А воля Ее Божественного Сына и Спасителя мира усыновила весь
род человеческий Божией Матери.
Такое поистине безмерное богатство обретаем мы верой, такой неоценимый дар
получаем – Отца и Мать. И как не восклицать из глубины верующих сердец хвалебные
песни и гимны Матери Божией, Пресвятой и Пренепорочной Деве Марии: "Радуйся же,
свет человеческого спасения, утро благодати, вечер греха, первородный луч
счастливого дня, зерцало святости, сокровенный образ совершенства, полный идеал
девства. Радуйся, исполнение пророчеств, общее чаяние людей, которым Ты принесла
радость".
О
Богомати! О Всепетая! О Владычица! Дай всем, кто зовет Тебя, достигнуть Тобою
вечного дня и лицом к лицу поклониться Тебе. Аминь".
|