ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И МАТЬ ИХ СОФИЯ
Кто не знает этого сочетания имен: Вера, Надежда, Любовь и
мать их Софья? Мать, которая проводила своих дочерей на смерть, а после
скончалась на их могиле.
Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и СофияСвятые
мученицы Вера, Надежда, Любовь и София Их история внешне — сюжет для фильма
ужасов. С точки зрения внутренних переживаний — пример христианского
представления о жизни. Парадоксальный, не вяжущийся с мирской идеей о нормальном
поведении. Как и многое, что взято из учения Христа.
Непостижимо для нас мужество и сила духа этих девочек и
матери их, которые воистину были облечены «силою свыше» (Лук.24:49) и показали
нам поразительный пример стояния за Истину. Как велика была их вера, как крепка
надежда и как глубока любовь!
В подвиге святых великомучениц снова показывает нам Господь
великую силу Свою, которую Он дарует избранным Своим, «немощным мира»,
посрамляющим властителей и повелителей мира сего (См. 1Кор.1:27).
Дай Бог и нам научиться такой немощи, в которой совершается
«сила Христова» (2Кор.12:9) и прославить Бога, как прославили Его святые
мученицы…
И так, во втором веке от Рождества Христова в Риме жила
итальянка София. В то время Рим — богатейшая столица империи, подавляющее
большинство жителей которой поклоняются языческим богам. Улицы украшают
великолепные храмы и алтари, дома «охраняют» изваяния божеств и разнообразные
талисманы.
Всего сто лет назад в городе был грандиозный пожар.
Немногие решаются говорить о том, что его устроил тогдашний император — Нерон.
Проще поверить в то, что это дело рук новых странных сектантов — христиан. И
римляне верят, но при этом почти не представляют, что такое христиане, — может,
это одно из многочисленных ответвлений иудаизма. Неизвестно, чем они занимаются
на своих собраниях, они крайне подозрительны, поэтому стража их преследует. Эти
люди гибнут в тюрьмах и на аренах цирков, но с каждым днём их становится все
больше…
Верующие во Христа стойко исповедуют свою религию и умирали
с именем Иисуса Христа на устах, не отрекаются от Него перед лицом самых
страшных телесных страданий. Принять мученическую смерть — значит уподобиться
Христу, удостоиться великой чести пострадать за своего Спасителя. Они знают, что
их ждет истинная награда на небесах. Их смерть — лишь мгновение, но оно послужит
примером и основанием веры остающимся в живых сестрам и братьям.
И вот в Риме живет женщина по имени София. Она крещена, и
крестила троих дочерей. Ее муж умер, и ей приходится воспитывать девочек одной.
Это нелегко, но на старается изо всех сил, чтобы дать дочерям истинно
христианское воспитание и насколько возможно укрепить их в вере.
Даже имена трёх сестер обозначают названия важнейших
христианских добродетелей — Веры, Надежды и Любви. Наверное, это каждый день
напоминает девочкам о том, какие качества нужно в себе воспитывать.
Эта семья обращает на себя внимание. Еще бы! В ней целых
три дочки, которые вот-вот станут невестами (старшей уже исполнилось 12 лет,
средней — 10. а младшей — 9).
Они привлекательны внешне, талантливы, много читают
(правда, не все соседи знают, что изучают они и апостольские и пророческие
книги).
В один прекрасный день о Софии и ее дочерях рассказали
императору Адриану. Это был жестокий правитель, ревностный язычник, и он терпеть
не мог христиан.
Император пожелал немедленно видеть Софию и ее дочерей во
дворце. Вряд ли кто-то мог противиться приказу правителя, и уж тем более слабая
женщина, у которой не было даже мужа, который мог ее защитить. София повинуется
приказу императора, умоляя Бога о том, чтобы он не оставил их в этот трудный
час.
Она понимает, что император непременно поинтересуется,
каким богам приносят жертвы она и ее дочери. Она не собирается лгать и прекрасно
понимает, что последует за ее правдивым ответом.
Но она не бежит, не просит Бога избавить её семью от
мучений, а просит только о том, чтобы Господь укрепил ее сердце и сердца ее
дочек и и не дал им испугаться страданий и смерти. Ведь даровал же Всемогущий
эту милость сотням их истерзанных и замученных единоверцев!
И вот желанная для многих граждан империи аудиенция во
дворце. Светский разговор, вопрос о вере и ответ Софии:
— Я христианка — вот то драгоценное имя, коим я могу
похвалиться.
Фактически этими правдивыми словами римлянка подписывает
себе и дочерям смертный приговор. Но император Адриан «оказывает милость»,
отправив их погостить у одной знатной женщины по имени Палладия и надеясь, что
своим красноречием и хитростью она сможет убедить христианок отречься от своей
веры.
Но у Палладии София день и ночь поучает дочерей и
утверждает в вере. Что бы сделала на её месте «мирская» женщина? Решилась бы на
побег или подкуп? А может, ради нескольких десятилетий жизни, солгала бы
императору, принесла бы на алтарь Юпитера или Юноны положенные жертвы и
переехала в другой город?
Но для Софии ложь неприемлема. Как она после станет
смотреть в глаза тем, кого день за днем называла братьями и сестрами во Христе?
Какими словами оправдается перед Господом после своей смерти? Как сможет одним
словом и поступком перечеркнуть всю свою жизнь, все воспитание девочек? Какой
пример подаст недавно крестившимся людям? Неужели из-за нее и ее дочерей
христиан обвинят в неверности своему Богу?
И вот мать, которая всегда заботилась о своих дочерях и
дала им жизнь, теперь готовит их к смерти и желает их смерти.
— О, дочери мои прекрасные! Вспомните мои болезни при
рождении вашем, вспомните труды мои, в коих я вскормила вас, вспомните слова
мои, какими я учила вас страху Божию, и утешьте мать вашу в ее старости вашим
мужественным исповеданием веры во Христа. Для меня будет торжество, и радость, и
честь, и слава среди всех верующих, если удостоюсь я именоваться матерью
мучениц, если я увижу ваше доблестное за Христа терпение, твердое исповедание
Его святого имени и смерть за Него.
С трудом можно представить себе, как разрывалось сердце
матери, когда она произносила эти слова! Трудно, почти невозможно вынести
телесную смерть своего ребенка, особенно когда знаешь, что в твоих силах
предотвратить ее.
Но гораздо страшнее для Софии возможность духовной смерти
хотя бы одной из дочерей, если бы она побоялась страданий и отреклась от Христа.
Воспитанные на Священных книгах и твердые в вере, девочки
дочери поняли свою мать. Возможно, иногда она оставляла их, чтобы в одиночестве
поплакать, помолиться Господу и укрепить саму себя, чтобы не поддаться искушению
и не отступить от веры. И тогда сестры разговаривали между собой, укрепляя друг
друга.
Мать и сестры до конца остались едины в своей вере. Они
действовали в любви и взаимопонимании, и в этом была их несокрушимая сила.
Когда они снова пришли во дворец, Адриан решил поговорить с
каждой девочкой отдельно. Он видел (и наверняка это подтвердили рассказы
Палладии), что София точно не отречется от Христа. Но ведь её дочери еще малы, и
их легче будет уговорить или в крайнем случае запугать. К тому же легче
переломать отдельные соломинки, чем разломить целый веник.
Сперва правитель говорил со старшей — Верой. Она отказалась
принести жертву богине Артемиде, и император велел пытать девушку. Ей отрезали
груди, но вместо крови из них истекло молоко. Вера не отреклась. Её положили на
раскаленную железную решетку, но молитва спасла ее от ожогов. Бросили в котел с
кипящим маслом и смолой — и оттуда она, исцеляемая Господом вышла невредимой.
Тогда император велел ее обезглавить.
Перед смертью девушка просила помолиться за нее и напомнила
сестрам, что у них одна мать и один Отец и что они тоже должны быть мужественны.
— Пусть буду я для вас примером, дабы и вы обе шли за мною
к призывающему нас Жениху нашему.
Потом была очередь Надежды. Сначала е бросили в огонь, из
которого она вышла невредимой, а потом повесили на дерево и стали строгать тело
железными когтями.
— Христос моя помощь. и я не только не боюсь муки, н желаю
ее, как сладости райской… Тебя же, мучитель, ожидает мука в геенне огненной
вместе с бесами, которых ты почитаешь за богов, — говорила девочка и молилась.
Адриана задели эти слова, и он велел снять Надежду с дерева
и бросить в котел, как Веру. Но едва мучители подошли к котлу, как он
растопился, и кипящие смола и масло обрызгали самих мучителей Надежды.
Разъяренный император велел отрубить Надежде голову. Как и
старшая сестра, девочка попросила мать молиться за нее и, поцеловав на прощанье
младшую сестру, сказала:
— Не оставайся здесь ты, сестра, предстанем вместе перед
Святою Троицею.
Адриан не пощадил и Любовь, которая была совсем ребенком.
Сначала ее растянули на колесе и били палкой, потом бросили изуродованную
малышку в печь. По Божией благодати с неба снизошла роса, которая потушила
огонь. Причем искры с силой вылетели из печи и обожгли бесчеловечного
императора.
В отместку он велел сверлить тело девочки железными
буравами и, наконец, обезглавить.
Софии же Адриан «милостиво» даровал жизнь. Она молча
забрала тела своих дочерей и с почетом похоронила на холме за городом. Три дня
София провела рядом с могилой, молясь Богу и благодаря Его за то, что Он укрепил
ее дочерей и не дал отречься от веры, и скончалась. Христиане погребли ее тело
рядом с дочерьми.
София не претерпела телесных страданий, но можно
представить себе, как терзалось её сердце, когда она видела муки любимых
дочерей и боялась, как бы они не отступили от Христа.
«…Эти подвиги превосходят всякое естество и всякий порядок
вещей, чтобы ты убедился, что это — дела благодати Божией», — писал Иоанн
Златоуст о пытках, которым подвергали христиан.
Матери и трём сестрам удалось вынести эти муки и до конца
остаться верными христианками. К этому подвигу их подготовило мудрое воспитание
матери. Удержаться помогла искренняя вера, крепкая надежда и нелицемерная
любовь. Четыре добродетели, имена которых носили эти мужественные христианки.
|