СХОЖДЕНИЕ БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ
Храм Гроба Господня
Храм Гроба Господня (официальное название - храм Воскресения Христова) -
главная святыня и место паломничества христиан. Он находится в Старом городе
Иерусалима на месте, где, согласно преданию, был распят, погребен, а затем
воскрес Иисус Христос. Храм был освящен в 335 году, неоднократно
перестраивался. В течение веков различные христианские конфессии оспаривали
право использования Храма, лишь в середине 1800-х годов между ними было
достигнуто согласие. Сегодня Храмом совместно владеют и управляют армянская,
греко-православная, католическая, коптская, сирийская и эфиопская церкви.
Главой Храма является православный патриарх Иерусалимский (с 2005 года -
Феофил III).
Храм представляет собой комплекс построек. Одна из них - Кувуклия (с
греческого - "опочивальня"), небольшая часовня, в которой находится сам Гроб
Господень, каменное погребальное ложе Христа. Над ним висят 43 лампады, в
которых постоянно горит огонь. Именно в Кувуклии над Гробом Господнем
происходит схождение Благодатного огня (Святого Света).
Первые упоминания об обряде встречи Благодатного огня
Обряд встречи огня проводится в храме Гроба Господня предположительно с IV
века. Ряд исследователей считают, что в его основе лежит древний иудейский
обычай каждый вечер благодарить Бога за созданный им огонь при зажжении
светильника. Для христиан свет лампады стал напоминанием о Христе, который
называл себя "Светом миру" (Евангелие от Иоанна, I век). Согласно рукописям
древних богословов, в том числе Григория Нисского (IV век), первым
свидетелем появления нерукотворного Света был апостол Петр. Ночью после
воскрешения Христа он вошел в гробницу и увидел сияние, исходящее от пустого
гроба. Самые ранние дошедшие до нас упоминания о схождении "чудесного огня"
и описания соответствующего обряда относятся к IХ веку. В числе наиболее
значимых документов Латальская рукопись Иерусалимского канонаря. На русском
языке "иерусалимское чудо" впервые было описано в ХII веке игуменом
Даниилом. Имеется множество и более поздних источников. При этом специалисты
указывают на противоречивость данных и отсутствие сведений об истории
обряда.
Как проходит церемония в наши дни
В
ночь накануне церемонии в Кувуклии (и во всем Храме) гасят свечи и лампады,
на погребальном ложе Иисуса раскладывают вату. После этого местная полиция
осматривает часовню и опечатывает ее.
Церемония проводится днем. Сначала процессия священнослужителей, возглавляемая
патриархом Иерусалимским, проходит по местам, связанным с последним днем земной
жизни Иисуса Христа, затем три раза обходит вокруг Кувуклии. У всех (включая
паломников) в руках по 33 свечи (возраст Иисуса Христа). Остановившись у входа,
с которого предварительно сорвали печать, патриарх снимает верхние одежды и
остается в одном подряснике, чтобы все могли убедиться, что у него нет ничего,
чем он смог бы зажечь огонь. Войдя в Кувуклию, он читает молитву, и через
некоторое время, по свидетельствам очевидцев, Храм озаряется всполохами, которые
усиливаются, и вскоре все пространство озаряется ярким светом.
В
самой Кувуклии патриарх с помощью ваты зажигает от сошедшего огня лампады и
свечи. Затем он выходит из часовни и благословляет верующих, которые по цепочке
от его свечей зажигают свои. Благодатный огонь также получают представители
христианских церквей разных стран. По словам верующих, первые несколько минут
огонь не обжигает, и многие "умываются" им.
Церемония транслируется по телевидению.
Поверья, легенды
Считается, что день, когда Благодатный огонь не сойдет, ознаменует конец света.
Однако официальные представители церкви подчеркивают, что в "Священном Писании
сказано, что о часе том не знает никто, даже ангелы".
Согласно одной из легенд, в 1578 году право провести обряд было передано
представителю Армянской церкви. Однако во время службы Благодатный огонь сошел
не в Кувуклию, а в одну из трех колонн у входа в Храм, где стоял патриарх
греческой православной церкви. Эта рассеченная огнем колонна сохранилась до сих
пор, в расщелине верующие оставляют записки с мольбами о помощи.Также известна
история о запрете входить на территорию Храма молодым арабам-христианам. Такое
распоряжение издал в годы британского правления Палестиной (в 1922-1948 году по
мандату Лиги Наций) английский губернатор, недовольный их слишком шумным
поведением. Из-за этого огонь долго не появлялся и сошел, лишь когда арабам
разрешили войти.
Попытки объяснить происхождение огня
На
протяжении веков как христиане, так и представители других церквей пытались
объяснить появление огня. Так, высказывалось предположение, что в куполе
Кувуклии прячут зажженную свечу, рассчитав время ее горения. От нее протягивают
тонкие цепочки, натертые эфирным маслом (многие эфиры горят холодным огнем), к
лампадам над Гробом Господнем. Таким образом, пламя от свечи, поджигая масло,
распространяется по всем лампадам. По другой версии, огонь зажигают от лампады,
скрытой за иконой Воскресения Христова у Гроба Господня.
Христианская церковь официально никак не объясняет происхождение огня. Однако
некоторые священники указывают на то, что огонь является рукотворным, но
становится священным в силу молитвы, совершаемой над ним (как и в случае святой
воды во время праздника Крещения). В этой связи церковь призывает верить в
"благодать Святого Света", а "не искать чуда, поскольку это - признак духовного
заблуждения и праздного любопытства".
|