ПОДВИГ ГАГАРИНА
Немного из детства Юрия Гагарина... Посмотрите на эту фотографию:
Самого младшего ребёнка на этом снимке - Борю (по центру), в Великую
Отечественную войну немец повесит на его же шарфике, но родной маме удастся
спасти его в самый последний момент. После войны он выучится на рабочего и
будет трудиться на paдиoлaмпoвoм заводе.
Двух старших (по бокам) немцы угонят в Германию, но они сумеют сбежать по
дороге и присоединятся к частям Красной Армии. Валентин станет плотником, a
девочка Зоя закончит курсы медсестёр и будет работать в детской больнице
города Гжатска.
Ну, a вон этот парнишка, что сидит на стуле, их родной брат, который однажды
утром 12 апреля 1961 года скажет: "Поехали!" и впишет себя в историю.
Навсегда.
А теперь о подвиге...
Однажды на лекции космонавта Валентина
Лебедева спросили:
‒ А в чем подвиг Гагарина?
Космонавт Лебедев ответил:
‒ Вы видели 10-этажный дом? Ну вот
представьте, что все это горючее. А наверху сидит человек в маленьком
железном шарике. Внизу поджигают горючее со словами: «Юра, ты обязательно
вернешься, мы все посчитали!»
Немногие знают, что во время полёта произошло несколько нештатных
ситуаций различной степени сложности. Например, в день перед вывозом
ракеты-носителя на стартовый стол при взвешивании Гагарина в скафандре с
креслом обнаружился перевес в 14 килограммов.
Тогда в срочном порядке в течение одной ночи
были разработаны и проведены работы по облегчению космического корабля,
которые, в частности, включали в себя обрезку ряда кабелей, что впоследствии
и привело к ряду нештатных ситуаций во время полета.
Вместе с кабелями, необходимыми для
непилотируемых полетов, были обрезаны важные датчики давления и температуры,
почему-то сочли, что датчиков, находящихся внутри корабля, будет достаточно.
В самом начале подъёма ракеты Гагарин воскликнул: «Поехали!».
Ракета-носитель «Восток» проработала без замечаний, но на завершающем этапе
не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить
двигатели 3-й ступени.
Тормозной двигатель, как и положено, сработал на 67-й минуте орбитального
полета, и «Восток» с Гагариным начал спуск. Однако и здесь не обошлось без
неприятных сюрпризов: тормозная двигательная установка не выдала полный
импульс из-за потери части топлива.
В результате нештатной работы тормозных двигателей была нарушена логика
стабилизации корабля, и его раскрутило до значительной угловой скорости.
Спуск происходил по баллистической траектории (как и у остальных
космических кораблей серий «Восток» и «Восход»), то есть с 10-кратными
перегрузками, к которым Гагарин был готов.
В этот момент, вспоминает Гагарин, он пережил максимальные перегрузки ‒
до 12g, которые чуть не закончились для него потерей сознания.
Сложнее было пережить психологические нагрузки ‒ после входа капсулы в
атмосферу загорелась обшивка корабля (температура снаружи при спуске
достигает 3-5 тысяч °C), по стёклам иллюминаторов потекли струйки жидкого
металла, а сама кабина начала потрескивать.
‒ Я горю! Прощайте! …
Об этих словах Гагарина долго не говорили, но
именно так он сказал, когда увидел в иллюминаторе языки пламени и ручейки
расплавленного металла. Он думал, что это гибель. Но это обгорала обшивка и
благодаря высокой температуре спусковая капсула отсоединилась и началось
штатное снижение.
После катапультирования над Гагариным последовательно раскрылись
тормозной и основной парашюты, а затем из нагрудного ранца вышел и запасной
парашют. Это было предусмотрено схемой спуска, хотя и представляло некоторую
опасность. Сначала запасной парашют провалился вниз, не раскрывшись.
Спустя некоторое время «в облачке подуло немножко, и раскрылся второй
парашют».
«Дальше я спускался на двух парашютах», —
говорится в отчете первого космонавта. Из-за этого он не мог эффективно
управлять полетом.
Гагарин спускался в герметичном скафандре. После раскрытия основного
парашюта космонавт должен был открыть клапан, чтобы дышать атмосферным
воздухом, но открывающий тросик затерялся в складках одежды.
Во время спуска у Гагарина выпал носимый аварийный запас (НАЗ).
30-килограммовая укладка с самым необходимым для выживания должна была
спускаться под ногами космонавта, прикрепленная длинной стропой к скафандру.
Внутри была надувная лодка, она пригодилась бы в случае приводнения на
Волгу, продукты, медикаменты, радиостанция и пистолет.
«Открылся НАЗ и полетел вниз. Через подвесную систему я ощутил сильный
рывок и все. Я понял, НАЗ пошел вниз самостоятельно. Вниз я посмотреть не
мог, куда он падает, так как в скафандре это сделать нельзя — жестко к
спинке привязан», — говорил Гагарин.
Примерно через 108 минут после старта с Байконура Юрий Гагарин вернулся
на родную землю. Он приземлился в поле недалеко от Энгельса в Саратовской
области. Местным жителям, которые могли принять его за сбитого американского
летчика, Гагарин говорил: «Я советский человек, прилетел из космоса».
За два дня до полёта в космос Юрий Гагарин написал прощальное письмо
супруге на случай, если произойдёт катастрофа. В 1961 году это письмо не
потребовалось. Жене Гагарина Валентине Ивановне это письмо передадут после
авиакатастрофы 27 марта 1968 года, в которой погиб первый космонавт Земли.
Много ещё было мелких и не очень неурядиц, но Юрий Гагарин выжил и стал
первым из первых! Давайте помнить, какой ценой!
|