СИЛА ВЕЛИКОГО ПОСТА
Слово “пост” имеет в русском языке, как и в латыни, два смысла. Пост как
время воздержания и пост как место, где находится караульный, дежурный
солдат. Так вот, в латинском языке, откуда к нам это слово, скорее всего, и
пришло, оно означает точно то же самое. Пост – это время, когда душа должна
становиться на страже, когда христианин сугубо вспоминает, что он солдат.
Каждый из нас, независимо от возраста и от пола, – воин Христов. И каждому
из нас вверена в защиту святыня небывалой ценности. Сам Творец миров снисшел
к нам и распялся “нас ради человек и нашего ради спасения”.
И получается такая удивительная вещь: люди готовы грызть друг другу глотки
за право владения нефтяной скважиной, сбрасывать атомные бомбы друг на друга
ради деления рынков, куда бы они могли продавать свою продукцию, ради
приобретения земель и так далее. Готовы бить друг друга смертным боем из-за
разницы в политических взглядах. Но что стоит владение каким-нибудь куском
земли, какие бы там нефтяные или алмазные скважины не были, по сравнению с
человеческой душой? И вот удивительная ведь складывается ситуация: чем более
агрессивен человек вовне, чем более агрессивен он в защите внешних
ценностей, тем обычно инфантильнее, беззащитнее он, когда речь идёт о защите
самого главного – о защите его собственной души.
Так вот, Церковь всегда призывает к тому, чтобы человек стоял на страже
чистоты своей души, чтобы он не впускал сюда зло. Грех приходит постепенно в
душу человека, постепенно вползает. Иногда, конечно, бывает так, как на
ускоренной съёмке, когда в ускоренном ритме показывают киноплёнку и фигурки
быстро движутся, – вот таким же скачком человек, бывает, совершает некий
грех. Вот, он жил в нормальном состоянии, и вдруг что-то в голову ударило, и
он быстро пошёл и кого-то оскорбил, убил или ещё что-то сделал. Но на самом
деле, если мы более медленно начнём просматривать эту плёночку, мы увидим,
что внезапности всё равно не было, а была, как правило, некая
последовательность того, что произошло.
И вот элементарный вопрос: если я этому помыслу последую, откуда последуют
слова одобрения? Кого я порадую? Того, кто за правым, или кто за левым
плечом? Кому это будет выгодно? Простенький вопрос, кажется, примитивный! А
попробуйте хотя бы иногда этот вопрос себе задавать, и многое в жизни станет
яснее.
Путь к Богу
Преподобный Серафим Саровский для таких случаев дал такой совет: “Надо
почаще спрашивать себя: Господи, как мне умирать будет?” Как мне умирать
будет?… Вот, если я в таком состоянии, как сейчас, и если моя жизнь на этом
кончится, что с того? Каким я пред Богом предстану? Пост и дан для того,
чтобы Господь вошёл в наше сердце и исцелил нашу душу, изуродованную
страстями.
Великий Пост – это время, когда человек находится в пути. Это путь к Пасхе.
И поэтому, поскольку мы в пути, как ни странно, Великим Постом, оказывается,
меньшее богослужение. Великим Постом не служится Литургия. Другие службы
дневного цикла, суточного цикла остаются, а Литургия не служится. Она
служится только по субботам и воскресеньям, но суббота и воскресенье
считаются в православной традиции праздничными днями в любом случае – это не
постовые дни. Это очень важно понять: суббота и воскресенье не входят в
число дней Великого Поста. Суббота и воскресенье – это не пост, поэтому там
Литургия служится, а в остальные дни –нет. И только в среду и пятницу для
тех людей, которые сугубо желают причаститься, допускается Причастие, – они
могут прийти в храм и причаститься, но Дары не освящаются ради них в эти
дни, а они причащаются Дарами, которые были освящены заранее, в предыдущее
воскресенье.
Радость душе
И, кстати, тем людям, которые ещё не знают церковных установлений, я очень
советую: чтобы понять, что такое Великий Пост, ходите в храм кроме субботы и
воскресенья. Хотя бы на полчаса загляните, если есть в вашем городе храмы, в
которых ежедневная служба – монастырский, скажем, храм. На будние дни хотя
бы несколько раз зайдите, и пусть не всю службу, если с непривычки не можете
всё выстоять, хотя бы 20 минут, полчаса постойте, подышите этой удивительной
атмосферой Великого Поста.
Преподобный Серафим Саровский однажды на вопрос о том, как надо поститься,
ответил так: “Телу надо дать понять, что оно тоже виновато”. Понимаете, дело
в том, что человек грешит не телом. Человек грешит своей свободной волей. Не
тело виновато в наших грехах, а наша душа. Но, тем не менее, многие грехи
происходят потому, что грех, шевельнувшийся в моей душе, как резонатором,
мегафоном, был усилен моею плотью.
Свт. Иоанн Златоуст так пояснял смысл поста: “Ты подсчитай, сколько денег
стоит твой скоромный обед, когда ты ешь мясо. Затем подсчитай, сколько будет
стоить твой обед, если ты будешь без мяса есть, а разницу отдай нищим”. Вот
это, говорит, смысл поста. Чтоб не просто самому питаться, а чтобы за счёт
этого образовывались лишние деньги, которыми можно было бы помочь человеку.
Протодиакон Андрей Кураев
|