ТРАГЕДИЯ ИХ ЛЮБВИ
В
1960 году Белла Ахмадулина написала стихотворение, которое потом превратилось в
романс, но не все знают его историю.
…
В 1955 году Белле было 18 лет. Это был год ее знакомства с Евгением Евтушенко.
Увидев в журнале «Октябрь» строчку «Голову уронив на рычаг, Крепко спит
телефонная трубка», Евтушенко вздрогнул — как сильно написано! Ну а когда он
прочел другие стихи неизвестной ему поэтессы, ощутил себя безнадежно влюбленным
в них. Евгений Винокуров, работавший в «Октябре», без труда ответил на его
вопрос об Ахмадулиной: «Да, есть такая, десятиклашка, ходит к нам на занятия
литературной студии при ЗИЛе». И Евтушенко отправился посмотреть на чудо,
способное писать такие строки в десятом классе.
От
того, как Белла читала стихи, Евгения Евтушенко «пробрало». Ее голос звенел
натянутой струной, едва не обрываясь от напряжения, она — чуть полноватая, с
круглым обворожительным, безумно красивым лицом, подавалась чуть вперед и,
казалось, летела вслед за улетавшими к слушателям строчками. Евтушенко
резюмировал: «Она не была похожа ни на одно земное существо…»
Поэта поразило в ней все: и красота лица с «инопланетными» глазами, и голос,
который не терял магии даже во время обычного разговора. Она была волшебной —
маленькая юная волшебница, способная придавать необычный смысл всему, чего
касались ее руки, ее чувства, ее голос с неподражаемыми интонациями. «В ее
поведении даже искусственность становилась естественной», — напишет он. И
подытожит то острое впечатление: «Белла звенела».
Спустя три года они поженятся. Белла повзрослела, но не
растратила своего волшебства. Она не поступила на журфак, год спустя стала
студенткой Литинститута, начала печатать свои стихи в газете «Метростроевец».
Евтушенко «любил ее больше, чем любовь» — по его стихотворному признанию.
Они были неразлучны: всюду — рука об руку, только вместе. Даже вино, льющееся
рекой в богемном обществе того времени, они пьют вместе — передавая его из уст в
уста. Представить их порознь было невозможно, они казались проросшими друг в
друга.
А
потом… Это проклятое слово «потом»… Белла ждала ребенка. Она хотела его,
понимая, что появление малыша изменит их яркую, беззаботную жизнь. Евгений
Евтушенко признавался потом: да, он был виной трагедии. Он не ощущал в себе
готовности к отцовству. И Белла сделала так, как хотел он. И позже он напишет с
той обезоруживающей искренностью, которой вообще наполнены его воспоминания и
которая так подкупала в нем во время известных фильмов-бесед с Соломоном
Волковым:
—
Я не понимал тогда, что если мужчина заставляет любимую женщину убивать их общее
дитя в ее чреве, то он убивает ее любовь к себе.
Да, он был логичен и доказателен. И они не поссорились даже, но...
—
Наша любовь не умерла, она перестала быть, — подытожит он.
Он
съедет от Беллы, но потом попытается вернуться и вернуть ее. Наткнется на
закрытую дверь. Почувствует себя полубезумным. Отчается. Оживет вновь. Но Белла
исчезнет из его жизни. Она лишь напишет «Прощание». Из которого в известный всем
романс не войдет один куплет — может быть, самый важный для нее в тот момент...
Спустя много лет, когда оба поэта пройдут испытания не одной любовью и обретут
надежных спутников жизни, Евгений Евтушенко, в отличие от многих публично
признававшийся в грехах и ошибках, скажет:
—
До сих пор, когда вижу ее или просто слышу ее голос, мне хочется плакать.
Полный текст стихотворения «Прощание» Беллы Ахмадулиной:
А напоследок я скажу:
прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства.
Как ты любил? — ты пригубил
погибели. Не в этом дело.
Как ты любил? — ты погубил,
но погубил так неумело.
Жестокость промаха... О, нет
тебе прощенья. Живо тело
и бродит, видит белый свет,
но тело мое опустело.
Работу малую висок
еще вершит. Но пали руки,
и стайкою, наискосок,
уходят запахи и звуки.
1960
|