ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ МОЛИТВЫ – ЭТО БЕДА.
Когда беда приходит, когда приходит болезнь – начинается молитва об
исцелении. Приходит страх – начинается молитва о спасении. Приходит
неприятность с детьми – начинается молитва о детях.
Приходит еще какая-нибудь нужда – начинается молитва о том-то и том-то. Но я
бы не хвалил этот вид молитвы, потому что все-таки нужно молиться до
болезни, до нужды, до беды, до смерти, до опасности, до разлучения души с
телом.
То
есть нужно молиться Богу, потому что Он есть, и нужно общаться с Ним.
Святитель Василий Великий определяет несколько видов молитвы, и первой
полагает он молитву хвалебную.
Бога нужно хвалить. В храмы нужно приходить для того, чтобы Бога хвалить.
"Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних.
Хвалите Его, вси ангели Его, хвалите Его, вся силы Его. Хвалите Его Небеса
небес и вода, яже превыше небес" (Пс. 148: 1–4).
Псалтирь заканчивается хвалебными псалмами: 148-м, 149-м, 150-м – мы читаем
их на утрени.
Очень важно вот что: молиться нужно всегда как грешник. Нельзя молиться как
праведник, потому что праведность наша лжива, мнима, дырява.
Надо молиться Богу как грешник: хвали Бога, но не забывай, что грешен.
Испрашивай у Него прощения в грехах своих. "Помилуй мя, Боже, по велицей
милости Твоей".
А
потом проси у Бога, проси чего хочешь: дочке – мужа; замужней дочке – детей
и верного жития с супругом, чтоб не разводились, не дрались, не ругались;
сыну – живым-здоровым вернуться из армии; "выплатить ипотеку помоги мне,
Господи", "выздороветь помоги".
Проси у Бога – у Бога нужно просить, потому что всё, что нам нужно, у Него
есть: слова "богатство" и "Бог" однокоренные, то есть Бог богат всем, у Него
всё есть, Ему ничего не жалко. Только Он дает дозированно тому, кому надо, и
вовремя.
И,
наконец, когда получаешь просимое, ты должен поблагодарить. Кто бы ты был
такой, если ты просишь у Бога помощи, Бог тебе дает ее, а ты потом не
благодаришь Его? Благодарить нужно.
Итак, хвали, кайся, проси и благодари после получения просимого – вот четыре
вида молитвы, которые определяет, если мне не изменяет память, святой
Василий Великий.
Протоиерей Андрей Ткачев
Тропа у людей одна: мы все уйдем из жизни. Вчера я, двадцатилетний, бегал по
улице Горького — и вот уже завтра умирать. Без аллегорий. Страшно ли мне?
Страшно. Дело ведь небывалое. Но интересно очень! Там же Господь, Вечность.
Не готов. Очень много всякой гадости. Сидим мы как-то с Ванечкой
Охлобыстиным на съемках фильма «Царь», гримируемся и разговариваем о том,
кто что читал и слышал о вечной жизни. Гример говорит: «Ой, какие вы
смешные!» Я ему: «А когда предстанем перед Творцом, вообще обхохочешься».
Ведь с нашими совестями такими-сякими, с нашей жизнью такой-сякой надо будет
глядеть в глаза Богу, Который за нас отдал жизнь Свою на кресте...
Не
надо обольщаться, что после смерти от нас один прах останется. Все крупные
ученые — верующие. Все мои знакомые врачи, которые имеют дело с жизнью и
смертью, — веруют.
О
клинической смерти оставлены тысячи свидетельств, доказывающих, что конца
нет. Эйнштейн в существовании Бога не сомневался, и Пушкин, и Ломоносов, и
Менделеев. А какая-нибудь Леночка семнадцати лет заявляет: «Что-то я
сомневаюсь, что ваш Бог есть...» А ты почитай сначала, изучи вопрос, тогда и
скажешь. Но она же этого не делает, просто языком болтает. Это как в метро
вошел, увидел схему — кольцо какое- то, разноцветные точки. Махнул рукой:
«А, фигня, поеду сам». Так и будешь по Кольцевой всю жизнь ездить.
Петр Мамонов
|