БЕЗРУКИЙ ИКОНОПИСЕЦ
В
1963 году в Югославии, в Сербской Православной Церкви в Боснии, реставраторами
была обнаружена необычная икона. На доске средних размеров масляными красками
изображены славянские первоучители — святые Кирилл и Мефодий.
Текст на иконе гласил: «Сия икона писана зубами в Самарской губернии,
Бузулукского уезда, Утевской волости, того же села, крестьяниным Григорием
Журавлевым, безруким и безногим, 1885 год, 2 сентября».
Рисунок на иконе выполнен настолько тонко и тщательно, что невольно появились
сомнения в правдивости текста. Может быть, это просто ошибка или подделка? Мог
ли человек, держав кисть зубами, достигнуть академического мастерства?
Югославские реставраторы обратились в Государственный Архив СССР, и вскоре
получили ответ, что Самарский крестьянин-иконописец Григорий Журавлев — не миф и
не выдумка, а его картины и иконы признаны уникальными шедеврами и достоянием
российского искусства, поскольку художник создавал свои шедевры без рук, держа
кисточку в зубах.
Также выяснилось, что один из шедевров Григория Журавлева хранится в Эрмитаже.
Это икона Святителя Николая Чудотворца, преподнесённая в дар цесаревичу,
будущему императору Николаю Второму.
До
некоторых пор сотрудники Эрмитажа об истории этой иконы ничего не знали, да и
сама икона хранилась в запасниках как «Госнаследие цесаревича» — эта надпись
сделана на обратной стороне иконы, которой, естественно, никто не придавал
должного значения… До тех пор, пока самарский краевед, писатель и доктор
технических наук Александр Малиновский — исследователь жизни и творчества
Григория Журавлева не предоставил Эрмитажу сведения о том, как эта икона
оказалась у Николая II.
Из
интервью с Александром Малиновским:
«Прежде, работая в РГАЛИ с архивами самарского губернатора
Александра Дмитриевича Свербеева, я обнаружил письма к нему Григория Журавлева.
В одном из них он пишет, что посылает вместе с отцом икону, выполненную по
заказу губернатора. В том же архиве я обнаружил письмо Журавлева цесаревичу
Николаю от 1884 года с просьбой принять специально написанную для него икону.
Речь шла как раз об иконе Святого Николая Чудотворца, хранящейся ныне в
«Эрмитаже». Кстати, и газета «Самарские ведомости» от 1 января 1885 года пишет о
том, что Григорий Журавлев обратился к самарскому губернатору с просьбой
передать икону цесаревичу. Что и было сделано, это газета подтверждает.»
Сопроводил иконописец свой подарок таким письмом (сохранился его черновик,
сделанный карандашом):
«Ваше Императорское Высочество! Покорнейше прошу Вас допустить
препровождаемую сию икону до Вашего Высочайшего Имени потому, что я не имею у
себя рук и ног. И написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, который
допустил меня на Свет Божий. И даровал мне дар. Потом открылось движение моего
рта, которым я управляю свое мастерство по повелению Божию».
«Цесаревич милостиво принял икону, писанную крестьянином Журавлевым, соизволил
пожаловать ему единовременное пособие сто рублей из собственной Его
Императорского Величества суммы», — писали самарские журналисты в 1885 году об
успехе своего земляка…
К
концу XIX века Григорий Журавлев прославился по всей России. Написанные им
образы почитались благодатными, так как были… нерукотворны.
Его жизнь можно назвать подвигом, но более точным все-таки будет другое
определение — она была свидетельством о чуде.
Рожденный беспомощным инвалидом, сын простого крестьянина,
Григорий получил в дар великий талант живописца и умение быть счастливым.
Он
творил во имя Бога и для людей. Григорий Журавлев появился на свет без рук и без
ног, но сумел прожить жизнь радостную и полную любви. Писал иконы удивительной
красоты.
|