ПОЧЕМУ ГОСПОДЬ ПОСЫЛАЕТ НАМ СТОЛЬКО ИСПЫТАНИЙ?
Множество благодеяний оказал людям Господь наш Иисус Христос во время Своей
земной жизни. Многих болящих Он исцелил, многим слепым даровал зрение и
скорби многих претворил в радость. Воистину был Он другом страждущих и
утешителем скорбящих, как предрёк о Нём пророк Исаия: «Он взял на Себя наши
немощи и понёс наши болезни».
Евангельское повествование о благодеяниях Господа нашего Иисуса Христа
страждущим рождает неодинаковые мысли и чувства в душах слушателей. Души,
искренне верующие, преисполняются благоговением перед благостью и
всемогуществом Господа Иисуса. В душах же маловерных возникает недоумение,
они готовы обвинять и упрекать Самого Господа, говоря: «Если Господь так
милосерден и всемогущ, то почему Он попускает скорби и испытания людям?»
Действительно, слово Божие ясно говорит нам, что против силы Божией ничто и
никто не устоит. Но то же слово Божие устами святого псалмопевца вещает нам:
много скорбей у праведного. Если Господь силен сохранить и избавить нас от
всякой скорби, то почему много скорбей должен терпеть праведник? Такой
вопрос рождается в душе, не утверждённой в вере.
Ответ даёт нам Божественное Откровение.
Слово Божие говорит нам, что скорбь наша в руках промысла Божия – лекарство для
исцеления и исправления плотоугодливой души. Бог, желающий всем
спастись, потому попускает многие испытания праведным, что в этих страданиях
душа их очищается от греха и уготовляется для вечной жизни, ибо страждущий
плотию перестает грешить.
И святой апостол Павел пишет: «Господь, кого любит, того наказывает, бьет же
всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с
вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» И
Господь наш Иисус Христос ясно учит, что жизнь наша немыслима без испытаний. «В
мире скорбны будете»‚ – говорит Он. Эти испытания составляют крест, который
каждый христианин должен понести в своей жизни. «Аще кто хощет по Мне ити, да
отвержется себе, и возмет крест свой, и последует Ми»“.
Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное
зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт
много плода. Ин. 12, 24
Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие
Божие. Деян. 14, 22.
Господь посылает верующим в Него многие
испытания, чтобы сими испытаниями они более утвердились в вере и в том, как
близок Господь ко всем призывающим Его. Св. Игнатий (Брянчанинов)
Обосновывая свое учение на Священном Писании, и святой Василий Великий учит, что
«путь к Царствию Небесному очень труден и исполнен многих бед и скорбей. Многими
скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Избавляя Своих святых от скорби,
– пишет он, – Господь не без испытания их оставляет, но подает им терпение. Ибо,
если от скорби происходит терпение, от терпения опытность, то избегающий скорби
лишает себя опытности... а опытным можно оказаться не иначе, как через скорбь».
В письме к ученику своему Хилону святой Василий Великий показывает, в чем
выражаются эти испытания и что претерпевает христианин на своем жизненном пути.
«А сколько многоразличными искушениями испытывается верный, – то мирскими
потерями, то обвинениями, оболганиями, непокорностью, оговорами, гонениями! Все
это и подобное сему служит к испытанию верного».
А в беседе «О том, что Бог не
виновник зла» он говорит: «...Вот по особенному домостроительству предает нас
скорбям, по мере веры каждому посылая и меру испытаний», т. е. «телесную
болезнь, телесные раны, недостаток необходимого, бесславие, ущерб имения, потерю
родных... Каждое из этих бедствий мудрый и благий Владыка посылает нам к нашей
же пользе. Богатство отнимает у тех, которые употребляют его худо, и тем
сокрушает орудие их неправды. Болезнь насылает тем, кому полезнее иметь
связанные члены, нежели беспрепятственно устремляться на грех. Смерть насылается
на тех, которые достигли предела жизни, какой от начала положен в праведном суде
Бога, издалека предусмотревшего, что полезно для каждого из нас».
Многими путями ведет Господь людей к наследию Царствия Божия, но путь испытаний
– самый краткий из всех путей, так как испытания в одно мгновение открывают
духовные очи к ведению своих заблуждений и недостатков, которые мы не замечаем
порой в течение многих лет‚ и той цели, которая является смыслом на шей жизни.
Путь испытаний – это путь всех праведников. до тех пор, пока люди живут на
земле, они будут вслушиваться в евангельские заповеди блаженства: «Блаженны
плачущие...»“; «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески
неправедно злословить за Меня». В этих словах страдание приобретает высший
смысл и открывается как путь к неземному блаженству.
И далее: «Придите ко Мне
все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и
научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
ибо иго Мое благо и бремя Мое легко». Поэтому и святой апостол Петр призывает:
«Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы
Его возрадуетесь и восторжествуете»; «не стыдись, но прославляй Бога за такую
участь». И у святого апостола Павла читаем: «Ибо по мере, как умножаются в нас
страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше». «Тебе надобно сораспяться с Распятым, пострадать с Пострадавшим, учит преподобный Макарий
Египетский, – чтобы после сего и прославиться с Прославившимся».
В этом христианском учении о смысле страданий мы видим‚ что человек принимает
испытания как соучастник в «домостроительстве» Христовом и для освобождения от
греха. «Ныне два есть рода скорбей, – учит преподобный Ефрем Сирианин, –
которыми окружен всякий человек под солнцем: скорбь по Богу и скорбь мирская...
скорбь мирская тяжела и не обещает вознаграждения; а скорбь по Богу с собою
приносит утешение и еще более обвеселяет обетованием жизни вечной. Подвергаясь
первой, поспешай превратить ее во вторую – и прогонишь мучительную скорбность из
сердца». «душа, угнетенная бедами, востекает в покаянии к Богу и спасается»,
учит святой Иоанн Лествичник.
|