РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
21
сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Это
событие - рождение Матери Господа нашего Иисуса Христа от праведных родителей
Иоакима и Анны - описано в Церковном Предании. Мы расскажем об истории, смысле и
народных традициях, связанных с праздником.
Что такое Рождество Богородицы
Рождество Пресвятой
Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - полное название праздника,
который Русская Православная Церковь отмечает 21 сентября по новому стилю (8
сентября по старому стилю). Это один из двунадесятых православных праздников.
Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни
Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу
Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Рождество Богородицы
- Богородичный праздник.
Событие, которое мы празднуем в этот день, не описано в Новом Завете. Знания о
нем пришли к нам из Церковного Предания, одного из источников нашего вероучения,
вместе со Священным Писанием.
Предание, рассказывающее о Рождестве Девы Марии, а именно - Протоевангелие
Иакова - было написано во II веке. А отмечать праздник как отдельный значимый
день стали ко второй половине V века. Об этом мы, например, читаем у
Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной
книге) Папы Геласия (492-426 годы).
Когда празднуется Рождество Богородицы
Православные
христиане празднуют Рождество Девы Марии 21 сентября по новому стилю (8 сентября
по старому стилю). Это непереходящий праздник, то есть дата его остается
неизменной каждый год.
Праздник по православной традиции продолжается 6 дней, с 20 по 25 сентября. Этот
период включает предпразднство и попразднство. Предпразднство - один или
несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят
молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно,
попразднство - такие же дни после праздника.
Что можно есть на Рождество Богородицы
В 2023 году праздник
выпадает на четверг, день непостный.
События Рождества Пресвятой Богородицы
В Новом Завете мы не
найдем практически ничего о земной жизни Богородицы. Евангелия не дают сведений
о том, кто были родители Девы Марии и при каких обстоятельствах она родилась.
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы основан на Церковном Предании.
Существует так называемое Протоевангелие Иакова, написанное в II веке. В нем мы
читаем, что Мария родилась от благочестивых родителей, Иоакима и Анны. Иоаким
был выходцем из царского рода, а Анна - дочерью первосвященника. Они дожили до
преклонных лет и были бездетны. Это было источником скорби для пары и вызывало
общественное порицание.
Однажды, когда Иоаким пришел в Храм, первосвященник не разрешил ему принести
жертву Богу, сказав: «Ты не создал потомства Израилю». После этого безутешный
Иоаким удалился в пустыню для молитвы, Анна же осталась дома и тоже молилась. В
это время им обоим явился ангел и каждому возвестил: «Господь внял молитве
твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».
Узнав радостную новость, супруги встретились у Золотых ворот Иерусалима.
После этого Анна зачала. Как пишет Протоевангелие Иакова, «прошли положенные ей
месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Праведники дали обет посвятить своего
ребенка Богу и отдали дочь Марию в Иерусалимский храм, где она служила до
совершеннолетия.
История празднования Рождества Богородицы
Праздник Рождества
Богородицы христиане начали отмечать только к V веку. Первые упоминания о нем мы
читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике
(богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут
святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует предание о
том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в
честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Икона Рождества Богородицы
Самые древние
изображения событий Рождества Божией Матери мы встречаем к X-XI веках. Это иконы
и фрески. Например, роспись грузинского храма VII века в Атени. Весь этот храм
посвящен Богородице (празднику Успения Богородицы).
Есть и
другие древние изображения праздника: фрески в Киевском Софийском соборе (первая
половина XI века) и в Преображенском соборе Мирожского монастыря (XII век),
композиция в церкви Иоакима и Анны сербского монастыря Студеница (1304 год).
Традиционно на ранних
иконах и фресках иконописцы изображали в центре композиции праведную Анну — мать
Девы Марии. Роженица полулежит на высоком ложе, перед ней стоят женщины с
дарами, акушерка и служанки, которые омывают Богородицу в купели.
С каждым веком этот
иконописный сюжет обогащался все новыми и новыми подробностями. К примеру, стали
изображать стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птиц. Сейчас икону
Рождества Богородицы часто делают житийной, то есть дополняют основной сюжет
отдельными композициями (клеймами) — сюжетами из истории события. Плач Иоакима в
пустыне, благовестие Иоакиму и благовестие Анне, встреча супругов у Золотых
ворот Иерусалимского храма и так далее.
До
наших дней дошла роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря,
которую в 1502 году выполнил великий иконописец Дионисий. Это фреска над главным
входом, которая изображает святую Анну на ложе; купель; приходящих поклониться
Рожденной жен и дев с сосудами в руках; Иоакима и Анну с Девой Марией на руках.
Проповедь митрополита Сурожского Антония на Рождество Пресвятой Богородицы
Во имя Отца и Сына и
Святого Духа.
Всякий праздник Матери Божией - это чистая радость. Это радость не только о
любви Божией к нам, но радость и о том, что земля - наша простая, родная,
обычная земля - может так ответить на любовь Господню. В этом для нас радость
особенная.
Когда мы от Бога получаем милость - ликует наше сердце; но иногда делается
тоскливо: чем, чем мне воздать любовью за любовь, где найти ту святость, ту
ласку, ту способность отзываться всем естеством на милость Божию? И тогда, хотя
мы знаем, что каждый из нас слаб и немощен в любви, мы можем подумать о Матери
Божией. Она за всех нас ответила совершенной верой, никогда не колеблющейся
надеждой и любовью такой широкой, что Она сумела обнять этой любовью и небо и
землю, открыться любовью так, что воплотился Сын Божий, и так открыться любовью
к людям, что все, самые грешные, могут к Ней прийти и получить милость. Это -
ответ всей земли, это ответ всей вселенной на любовь Господню.
И
вот, будем радоваться и унесем радость сегодня из этого храма - не только на
одно мгновение: будем её хранить изо дня в день, будем изумляться этой радости,
будем ликовать этой радостью и станем эту радость давать людям, чтоб всякое
сердце возликовало и утешилось и просветилось этой радостью о том, что земля
может вместить небо, что человек может ответить Богу так, что Бог стал бы
человеком.
И
теперь, из века в век, пока мир стоит, Бог среди нас, Христос Тот же Самый среди
нас, изо дня в день. И когда будет проявлена, открыта слава земли и неба,
Господь Иисус Христос, истинный Бог, но и истинный человек, будет среди нас
пребывать Божией Матерью, Которая дала Ему плоть Свою любовью, верой, святостью,
благоговением.
Будем хранить, беречь, растить эту радость и ею жить во дни скорби, во дни
тёмные, во дни, когда нам кажется, что ни на что мы не способны, что ничем не
может земля ответить на любовь Божию. Ответила земля, и стоит этот Ответ вовек с
воздетыми руками, молясь о нас всех, о добрых и о злых, никогда не стоя поперёк
пути спасения, всем прощая - а Она имеет, что простить: ведь люди Сына Ее убили
- и к Ней мы прибегаем. Потому что если Она простит, то никто нас не осудит.
С
какой верой приходим мы к Божией Матери, как глубока она должна быть, чтобы
каждый из нас, который своими грехами и своим недостоинством участвует в смерти
Господней, мог бы сказать: Матерь, я погубил Сына Твоего, но Ты прости. И
заступается за нас, и милует, и спасает, и вырастает во весь рост любви
Господней.
Слава Богу за это, слава Матери Господней за эту Ее любовь. Аминь.
По материалам сайта
|