СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ
Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего
Иисуса Христа было в 944 г. Предание свидетельствует, что во времена проповеди
Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу
проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии
(Мф.4:24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в
Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его.
С
этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать
изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа,
окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей,
слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали
написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось.
Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо,
в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления
от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и
убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся
Его Божественный Лик.
Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь
святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась
на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти
святой Фаддей (память 21 августа), который проповедал Евангелие и крестил
уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы.
Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не
постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами.
Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу,
когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой,
впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел
в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со
своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами.
Прошло много лет, и жители забыли о святыне.
Но
вот, когда в 545 г. персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города
казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела
достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав
нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной
доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения
крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско
отступило.
В
630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению
Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку.
В
944 году император Константин Багрянородный (912–959) пожелал перенести Образ в
тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира – правителя города. С
великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал
Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа Образ
Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.
О
последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По
одному – его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе
(1204–1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном
море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в
Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.
Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки.
Один из них, т. н. «на керамии», отпечатался, когда Анания прятал образ у стены
по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что
разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на
существовании нескольких точных отпечатков.
Во
времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые
иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности
иконопочитания папа Григорий II (715–731) прислал письмо к восточному
императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание
Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт. Нерукотворный Образ
помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов.
В
Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм
читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.
По
Прологам известны 4 Нерукотворных Образа Спасителя:
1)
в Едессе, царя Авгаря (называемый Мандилион (греч. – «ТО AΓION MANΔYΛION»)) – 16
августа;
2)
Камулианский; обретение его описал святитель Григорий Нисский (память 10
января); по сказанию преподобного Никодима Святогорца († 1809; память 1 июля),
Камулианский образ явился в 392 году, но он имел в виду образ Матери Божией – 9
августа;
3)
при императоре Тиверии (578–582), от которого получила исцеление святая Мария
синклитикия (память 11 августа);
4)
на керамии (называемый Керамион (греч. – «ТО AΓION КЕРАМΙ[ΔΙ]ΟΝ»)) – 16 августа.
Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в
попразднство Успения, называют третьим Спасом, «Спасом на холсте». Особое
почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в
иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных. Из
особо почитаемых икон «Спас Нерукотворный» известен Глинский список XVIII века,
почитаемый как чудотворный.
|