УСПЕНИЕ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ
28 августа все православные верующие отпразднуют Успение
Пресвятой Богородицы. В этот день окончилась земная жизнь Матери Божьей.
Казалось бы, почему это праздник? Что может быть радостного в смерти?
«Этот праздник дает нам право надеяться, что и мы, как
когда-то Дева Мария, сможем войти в вечную жизнь. Успение Божьей Матери –
праздник, рассказывающий нам о судьбе человека, который принят Богом, который
спасен во Христе. Ведь когда мы думаем о Воскресении самого Христа, в нас
нередко остается червячок сомнения: а мы-то, грешные, как? Действительно,
Христос умер и воскрес. Но разве могло быть иначе? Что еще могло ожидать Христа,
умирающего на кресте? Когда же мы празднуем Успение Божьей Матери, мы знаем, что
она такая же, как и мы, и если она чадо Божье, то и мы – чада Божьи: по
благодати, а не по естеству, как Христос. И если она принимается в вечную Славу,
то это может напрямую относиться и к каждому из нас», – рассказывает в интервью
«МИР 24» ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института,
священник Георгий Кочетков.
«Благодаря Царице Небесной у каждого из нас есть великая
надежда. Пред нами открывается перспектива новой жизни: не зияющий гроб, не
черная могила, а Свет Жизни вечной», – говорит священник.
Человек, умирая на земле, может и умереть вовсе – лечь и
более не встать. И тогда не для него будет последний глас, возвещающий о
завершении человеческой истории и всего старого мира. Ведь мы ожидаем Нового
Мира, Нового Неба и Новой Земли, где ничто неправое, неправедное не обитает, где
нет «ни болезней, ни печали, ни воздыхания, лишь Жизнь бесконечная».
«Как человек жил – во многом определяет и то, как он умрет,
– говорит священник. – Нам очень трудно говорить об этом, мы это лишь чувствуем.
Но мы всё же и знаем, что здесь нет своей «бухгалтерии», нет прямого
соответствия, потому что есть же еще милость Божья и потому, что в самих людях
есть возможность изменения пути: человеку еще на земле открыт путь покаяния. Это
откровение заставляет нас заботиться не только о своей жизни, но и обо всех тех
людях, которыми мы хоть немного дорожим. А таких людей в жизни каждого не так
мало, хотя, увы, и не так много».
«Нам надо вновь обратиться к тайне жизни и смерти –
изначальной тайне, тревожащей, беспокоящей и зовущей к себе человека. Мы так
мало знаем о вечной Жизни и о Божьей вечной памяти, в которой сохраняется
человек даже тогда, когда, кажется, он уже лежит во гробе и надеяться не на что.
Здесь праздник Успения для нас – тонкий луч Света, того самого, который не может
быть объят тьмой, не может быть поглощен мраком», – говорит Георгий Кочетков.
Церковь не сразу это осознала. Прошли века, прежде чем
праздник Успения был установлен, половина тысячелетия жизни церкви! Христиане
долго всматривались в путь Божьей Матери и увидели в нем некую духовную норму,
высшую планку, до которой должен дотягиваться на земле каждый верный. Причем
поразительно, что эту планку устанавливает на земле женщина – Дева Мария. Именно
Ее церковь прославляет как «достойнейшую херувимов и несравненно славнейшую
серафимов», имея в виду ее путь, ее жизнь, но еще больше – ее успение. В этом
явно отражается ее вечная судьба и призвание.
И каждый человек, по словам Георгия Кочеткова, должен знать
свое призвание, свой путь: c чего он начинается, как и куда по нему идти и чем
он на земле завершается. Он должен знать и то, как продолжить свой путь за
пределами земной смерти. Мы часто боимся ее, часто оглядываемся назад. И даже
святые люди иногда говорили: «memento mori» – «помни о смерти». Но это еще
языческий принцип, скорее лишь дисциплинирующий, но ничего нам как христианам не
открывающий. Да, он может подавить темные инстинкты в человеке, но лишь через
страх, то есть силами мира сего. Христианский же принцип иной: помни о Жизни, о
Жизни вечной, которая начинается тогда, когда начинается наш путь к Богу.
Можно обрести благодать Жизни вечной, еще живя на земле, и
можно, еще живя на земле, ее потерять. В этом наша огромная ответственность за
свою жизнь и огромная ценность всей нашей земной жизни. Поэтому мы не можем
позволить себе впустую терять время, хоть один день или час, даже если в этот
час мы ничего плохого, напрямую греховного еще не делаем.
Путь Божьей Матери напоминает нам о том, что и человек
может быть благодатным. И каждый из нас призван стать источником благодати, а не
зла. Это удивительное свойство человека – не только поглощать благодать, но и
раздавать ее!
Татьяна Трофимова
|