ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
12 июля отмечается День Петра и Павла — один из важных праздников в православном календаре.
В день памяти святых апостолов Петра и Павла Православная Церковь воспевает двух
людей, которые приложили огромнейшие усилия в распространении веры во Христа. За
их труды их назвали первоверховными.
У этих святых был разный путь к Небесной славе: апостол Петр с самого начала был
с Господом, позже он отверг Спасителя, отрекшись от него, но потом покаялся.
Апостол Павел сначала был ярым противником Христа, но потом уверовал в Него и
стал твердым Его сторонником.
Празднование памяти обоих апостолов приходится на одну дату — они оба были
казнены в 67 году в Риме в один день при императоре Нероне. Сразу после их казни
началось почитание святости апостолов, а место погребения стало христианской
святыней.
В 4 веке в тогда еще православных городах Риме и Константинополе святой
равноапостольный Константин воздвиг храмы, которые были освящены в честь святых
первоверховных апостолов Петра и Павла в день их памяти 12 июля (по новому
стилю).
ЖИТИЕ АПОСТОЛА ПЕТРА
До призвания к Христу святой жил в Капернауме, был женат и тогда его звали
Симоном. Увидев Иисуса Христа во время рыбной ловли на Геннисаретском озере,
Симон пошел за Господом и стал самым преданным Его учеником.
Он первым исповедал Иисуса Христа Мессией — Иисус есть «Христос, Сын Бога
Живого» (Мф. 16; 16) и тогда же от самого Господа он получил имя Петр, что в
переводе с греческого языка означает камень или скала, на которой Иисус
Христос пообещал создать Церковь «Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я
создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16; 18).
Петру, вместе с Иаковом и Иоанном, выпала честь своими глазами увидеть
Преображение Господне на горе Фавор.
В Евангелие написано, как Петр три раза отказался от того, что он является
последователем Иисуса Христа. По своей сути, он отрекся от Господа, но потом он
глубоко раскаялся в этом, после чего Иисус Христос снова «восстановил» его в
апостольском достоинстве, когда поручил ему (тоже три раза) пасти Свое стадо.
Господь применил к апостолу Петру самое сильное оружие – прощение. Именно в
прощении, а не в наказании, человек остается со своим стыдом и может быть,
благодаря этой ситуации, апостол Петр стал настоящим пастырем, поводырем на пути
людей к вере в Бога.
ПЕРВАЯ ПРОПОВЕДЬ ПЕТРА
По истечении пятидесяти дней после Воскресения Господа, после сошествия Святого
Духа на апостолов, святой Петр произнес первую в своей жизни проповедь.
Собравшимся людям глубоко в души запали слова Петра о жизни Иисуса Христа и Его
мученической смерти.
«Что нам делать?» — спрашивали его.
«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения
грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян.2,37-38)
Послушав его речь, в тот день около трех тысяч человек стали христианами. Петр
встречает ИисусаНаходясь в Риме, апостол Петр обратил двух жен императора Нерона
в христианство, чем сильно обозлил правителя. По его приказу апостола заключили
в темницу, но Петру удалось убежать из-под стражи. И вот, по преданиям, апостолу,
который шел по дороге, встретился Христос, которого он спросил: «Куда идешь
Господи?» и услышал ответ: «Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое
распятие».
После этих слов апостол Петр повернул и пошел обратно в Рим.
Это произошло в 67 году (по некоторым исследованиям в 64-м) от Рождества
Христова. Когда святого Петра повели на казнь, то он попросил казнить его вниз
головою, так как считал, что должен быть преклоненным под Его ноги. Апостол так
и не простил себе тройного отречения от Господа в Гефсиманском саду.
Тело святого апостола Петра было похоронено на месте казни на Ватиканском холме
христианами во главе со священномучеником Климентом Римским.
ЖИТИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА
В отличие от апостола Петра, святой Павел сначала был ярым противником христовой
веры. Он был из фарисеев, его имя тогда было Савл. Он получил прекрасное
образование и был твердо убежден, что преследование христиан было угодно Богу.
Ведь христианское учение восстало против Иеговы Ветхого Завета и оскорбляло
любимый им Моисеев закон.
Савл был среди гонителей веры Христовой, он был с теми, кто казнил первомученика
Стефана, лживо обвиненного в хуле на Моисея и Бога.
Но однажды, по пути в Дамаск, около полудня вдруг возсиял великий свет с неба и,
как позже рассказывал об этом сам Павел: «Я упал на землю и услышал голос,
говоривший мне: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Я отвечал: Кто ты Господи? Он
сказал мне: Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь».
Ослепшего от этого света, Савла под руки привели в Дамаск. По истечении трех
дней, в течение которых Савл находился в молитве, к нему пришел один из учеников
Господа, Анания, возложил на него руку, крестил его и Савл прозрел. Анания
сначала не хотел идти к Савлу, но Господь в видении сказал ему: «… он есть Мой
избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями».
По воле Божией Савл стал ревностным проповедником того учения, которого он
раньше был яростным гонителем. В Дамаске именно на том месте, где раньше
стремился искоренить христианство, он начал свидетельствовать о Мессии. Бывшие
соратники Савла (Павла), иудеи, «согласились убить» его, услышав новые проповеди
и стали подстерегать его при выходе из городских ворот. Но ученики ночью
спустили Савла в корзине с городской стены и тайно препроводили в Иерусалим,
куда он прибыл в 37 году. Савл хотел познакомиться с апостолами и прежде всего
с Петром, но те сначала не поверили, что он тоже стал учеником Господа до тех
пор, пока за него не стал свидетельствовать Варнава.
Как возмутитель спокойствия, первоверховный апостол Павел был казнен. Петр был
распят на Ватиканском холме, а Павла, как римского гражданина нельзя было
предать такой позорной смерти, поэтому он был обезглавлен за пределами Рима.
ТАКИЕ РАЗНЫЕ ЛИЧНОСТИ, ТАКИЕ РАЗЛИЧНЫЕ СУДЬБЫ!
Как сказал в одной из проповедей в День памяти святых первоверховных апостолов
Петра и Павла митрополит Антоний Сурожский:
«Радикальный гонитель и верующий от начала встретились в одной, единой вере о
победе Христовой – Крестом и Воскресением… Они оказались бесстрашными
проповедниками: ни муки, ни крест, ни распятие, ни тюрьма – ничто не могло их
отлучить от любви Христовой, и они проповедали, и эта проповедь действительно
явилась тем, чем ее называет апостол Павел: “Вера наша – победившая.
12 июля мы поминаем святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а значит,
поминая их, мы должны и подражать им, посильно наследовать их апостольское
служение, с радостью свидетельствуя о Господе Иисусе Христе. Насколько мы можем
им подражать? Какие силы надо иметь для этого? Мы чаще всего таких сил не имеем,
но это не причина для уныния, ведь говорит же владыка Антоний:
«Если мы не можем достичь такой крепкой веры, как у апостола Петра, чтобы ходить
по водам и воскрешать умерших, если мы не можем стяжать такой Божественной
мудрости, как у апостола Павла, чтобы обращать своими словами тысячи людей ко
Христу, то постараемся подражать их нелицемерному покаянию и глубочайшему
смирению».
|