О РУССКИХ СКАЗКАХ И ИВАНУШКЕ - ДУРАЧКЕ
У одного отца спрашивают: «Почему твои дети еще маленькие,
а уже седые?» - «Да потому что я на ночь им не сказки читаю, а правду жизни
рассказываю».
А между прочим, и сказки-то наши предвозвещают эту самую
правду жизни. Кто там чаще всего главный герой? – Правильно, Иванушка-дурачок. И
мы сами считаем себя русскими Иванами, невольно подразумевая под этим
–дурачками.
Вот так: сказочные родители взяли и нарожали троих пацанов,
старшие были дети как дети, не Иваны, конечно же, а Петры да Василии. А вот
третий стал Иваном… На печке тридцать три года лежал, все думали, что урод,
больной, шизик. Пусть лежит, если никакого прока от него нет. А он все лежал и
лежал, и мечтал, мечтал…
О чем можно мечтать, лежа на печке? Неужели о щах и
пирогах? Нет, это ему и так даром достается. А мечтал он о том, что вот скоро
возьмет и встанет! И станет он не кем-нибудь, а аж царем, потому что будет у
него в женках аж сама… царская дочка! Ну точно же дурак! Нашел о чем мечтать,
если даже соседскую Дуньку не окрутил из-за своей немеренной лени. А Ванька-то
силы в мечтах своих накапливал, да накапливал, на пошлые труды их не расходовал.
И вот кто-то там неведомый, какие-то непонятные силы, прознавши про этакого
глупого мечтателя, решили разыграть такую карту: а вот пусть дурак побудет
царем. Посмотрим, что из этого выйдет!
И вдруг на помощь Ванькиным мечтам приходят разные
загадочные животные: конек-горбунок, щука, утка, сокол, волк, заяц, чуть ли не
крокодил с Нила приплыл сюда, чтобы тоже поучаствовать в этом спектакле. И всем
им очень хочется посмотреть, что из этого дурака получится. И все стараются,
стараются изо всех своих возможностей. И чего только дурак не пожелает, все
быстренько исполняется. Тут под руками и скатерть-самобранка, и Змей-Горыныч и
даже сама Баба-Яга. Вся эта свита прислуживает дурачку ради всеобщего интереса.
И что вы думаете? Он добивается своего! Не зря же говорят:
«Мечты сбываются!» (Это тоже, видимо, взято из сказок). А если ваши мечты не
сбываются, то вы просто-напросто не умеете мечтать! Тратите свои силы на
трудовые подвиги.
Но самое поразительное то, что сам-то дурачок по-прежнему
ничего не делает! Он потребляет готовенькое, все ему приносится на блюдечке. И
даже когда царь дает ему (для проверки дееспособности жениха) трудные задания,
то и в этом случае, ему говорят: спи спокойно, Иванушка, мы все за тебя сами
сделаем. И в первую ночь делают невозможное, и во вторую, и в третью! Все к утру
сотворено по высшему разряду. Выдавай это за свое, Иванушка. Видишь, как красиво
нами сделано то, что тебе век бы самому не сотворить. Кстати, как выспался,
дружок? Хорошо? Ну теперь иди сдавай царю-отцу нашу работу, выдавай себя за
прекрасного жениха! (Присваивай чужое!)
А чьими руками и мозгами, находчивостью это делается? – Ну
вы же знаете, вам читали эти сказки, давайте вспоминайте, пожалуйста! Вспомнили…
Женскими. Вот вам вселенское предопределение: все в мире держится на женщинах.
Как в древности была она мудрей, умней, трудолюбивей, терпеливей и выносливей,
так и ныне.
Посмотрите вокруг
себя! Вот такая традиционная современная ситуация: «Люблю, люблю, стань моей».
Пришла «к моей любви» беременность, так сразу ушла любовь, сбежал влюбленный.
Выкручивайся сама, как знаешь. Ты все сама умеешь! Все! Ситуация другая. Семья.
Рождается больной ребенок. Готовьтесь: муж уже втайне укладывает свой чемодан и
ищет новую пассию. Далее. Заболела жена. Ну зачем мужу больная, когда вокруг
много молоденьких и здоровеньких? А вот уже умерла жена. Теща, забирай к себе
внуков! Моя жизнь продолжается!
Конечно, жизнь не без исключений. Но они выглядят и
преподносятся миру как героизм. Да, к счастью, бывают мужья, отцы
самоотверженные, не бросающиеся бегом от испытаний. Но это редкость и о них
говорят, пишут, показывают их как героев-мучеников. А что миллионы женщин
спасают своих детей, стариков, больных мужей, не претендуя на геройство, - это
стало делом обыденным. Оставленные мужчинами, они не оставляют в забвении свою
совесть и своих близких.
А Иванушка-дурачок так и лежит на печке, надеясь стать
царем и получить в награду (за что???) целое царство. Жаль, что в сказках не
рассказывается, каким же он оказался царем, которому по правилам жизни постоянно
нужно проявлять мудрость (откуда она у него возьмется?) или так «под дурачка» и
косит всю жизнь? И мы так же живем, выбираем дурачков и надеемся на чудо.
Генетика, однако. Так что не читайте детям на ночь русские сказки, говорите им
правду жизни, пусть седеют заранее.
Однако! Историки считают, что образ дурачка Иванушки – это
образ юродивого, а их всегда любили на Руси. И даже в какой-то большой степени –
это прообраз самой России. Да, вот так: у нее нет меркантильности, нет тяги к
материальному, но нет и устойчивого трудолюбия. Это страна мечтателей, всегда
надеющихся на чудо. На поиск кладов, о них мечтает почти каждый рожденный. «Вот
если бы я нашел клад, то…» И самое главное – они все находят клады! Только не в
виде сундуков или мешков с драгоценностями, но клады еще посерьезнее тех, это
природые кладовые.
Не случайно, ощущение кладов под ногами никогда у народа не
было призрачным. Душа его «чуяла», что он ходит по золоту. Ну, по нефти и газу,
это тоже золото. И чего тогда работать?! Не зря говорят: «дуракам везет», «Бог
дурней любит». И напомним, что это сугубо русская пословица, с кладами под
ногами очень повезло «русакам».
Почему же дурак стоит в сказках всех народов на видных и
почетных местах? Потому что он мечтает о невозможном и всегда пренебрегает
насущным. Этот духовный подъем к чудесному, к мечте, над мрачными житейскими
делами делает его образ привлекательным.
Особенно притягивает бедных людей его мечта о богатстве,
которое само собой валится человеку без всяких усилий с его стороны. Легкий хлеб
- вековая мечта человеческой лени. Самый простой способ его добывания – это
воровство и хитрость. Им промышляли и богатыри, и даже царевичи.
И счастье в сказках в первую очередь сопутствует именно
дуракам, ворам и хитрым лентяим. Все они мечтают о волшебной щуке, которая
исполнит их желания. Это самый «надежный» путь стать богатым. И со столетиями
воровство уже начинает нравиться людям как наука, как «творчество» для быстрого
устроения своей лучшей жизни.
Откуда же в сказках такое отвращение к труду? Вероятно,
потому что никакой, даже самый тяжкий труд, не приносил людям сытой жизни. Еще
их манила неизвестность, хотелось попасть за тридевять земель, где молочные реки
и кисельные берега. И все это было бесплатно. Халява, сэр. Эта халява магнитом
притягивает к себе. И людям уже неважно, что в ней зарыт подвох, обман, что ты
ищешь халяву для получения своей выгоды, а халява использует тебя для извлечения
из тебя своей выгоды. Два обманщика довольны друг другом.
А реклама так и изгаляется растравливанием этой природной
тяги к дармоводу добру. Зазывает скидками, лотереями, черными пятницами,
купонами и розыгрышами, призывами «купи и выиграй». Приучает народ мечтать о
полном корыте, а не о любимой жене, работе, раскрытии своих талантов, совершении
добрых дел, помощи близким, причем не только мечтать и делать это! И дальше
мечтать, как угодить Богу, с Которым каждый на своем Страшной суде обязательно
встретится.
Примечательно, что в сказках безрассудный поступок дурака
нередко в последствие оказывается самым мудрым. Именно в его человеческом
безумии познается сила тайной высшей мудрости. Это «священное безумие» - как
парадокс между этой магической мудростью и житейским здравым смыслом.
Его неведение, ничегонеделание, его несуразные речи,
кажутся людям глупыми, а между тем в итоге оказываются гораздо мудрее, чем
поступки его «умных» собратьев. Он словно угадывает мудрость каким-то вещим
инстинктом вопреки всяким расчетам здравого смысла. Не зря, не зря есть такой
совет: когда ты захочешь найти жизненную подсказку, послушай мудреца и дурака.
А если вы хотите понять менталитет русского народа, читайте
сами себе уже взрослыми эти сказки, а дети пускай слушают «правду жизни». И не
учатся лени и не веруют в лотерею «Мечталлион», и не желают немереного
богатства. Зачем оно им? Пропьют и досрочно вымрут. Разве нам это надо?
Наталья Желнорова
|