«Я ПРИШЕЛ ЗАСТОЛБИТЬ ЖЕГЛОВА!»
39 лет назад впервые по телевидению показали культовый детектив с Владимиром Высоцким в главной роли. На протяжении пяти дней, когда показывали сериал «Место встречи изменить нельзя», в огромной Стране Советов, как утверждали милицейские сводки, фиксировался минимум преступлений. Фильм снят Станиславом Говорухиным по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия». Этот фильм помнят и любят спустя почти 40 лет, а фразы героев разобрали на цитаты.
Влади никак не тянула на «советскую гражданку»
Братья Вайнеры рассказывали, что идею создать сценарий фильма к их роману подсказал Владимир Высоцкий. И сам же изъявил желание сыграть роль Жеглова. Вот только актер по внешним данным совсем не был похож на героя романа. У Вайнеров Жеглов — высокий и плечистый красавец. Его прототипом стал знакомый писателям начальник ОБХСС Дзержинского района Москвы. Стража закона посадили за взяточничество, но он ни в чем не признался и добился пересмотра своего дела. Освободившись за недоказанностью состава преступления, восстановился на прежнем посту, а на следующий день… подал заявление об отставке.
Прочитав роман, Высоцкий сам заявился к Вайнерам.
— Я пришел застолбить Жеглова! — сказал он. — Никто вам не сыграет Жеглова так, как я его сыграю.
— А у меня печень разболелась, — вспоминал Аркадий Вайнер, — и вообще, характер достаточно ехидный, я и говорю ему:
— Ну уж, так и никто…
— А кто сыграет?!
— Ну, начнем с Николая Губенко. Мужественный, красивый, пластичный, талантливый… Чем плохой Жеглов?
— Знаешь, ты прав, он замечательный актер.
— Ну, а вот сейчас бушует повсюду новая звезда — Сережа Шакуров. Такой красивый, обаятельный. Чем не Жеглов?
— У-у-у! И его я забыл… И он сыграет Жеглова.
Тут я сел на стул, потому что еще ни от одного артиста в жизни не слышал, что он может предположить, будто кто-то сыграет какую-то роль лучше его… Высоцкий постоял, перекачиваясь с ноги на ногу и произнес:
— Да, он сыграл лучше бы… Но вам-то с Жорой лучше не надо, вам надо так, как только я сыграю.
Тут я расхохотался, обнял его.
Сегодня можно сказать, что Высоцкий стал не только исполнителем главной роли, но и влиял на кастинг актеров, режиссуру. Он рекомендовал роман и Говорухину. Тот загорелся идеей, но утвердить опального Высоцкого на главную роль оказалось не так уж просто. Поэтому режиссер пошел на хитрость.
«Я сделал на Жеглова несколько проб других актеров, которые заведомо не могли тягаться с Высоцким, — рассказывал Станислав Говорухин. — И это сработало. «Конечно, только Высоцкий!» — сказало руководство».
«Работать с Высоцким было непросто, он чрезвычайно неудобный актер для режиссера, — рассказывал Говорухин. — Никогда не приходил в кадр просто так, не умел выполнять формальные задачи. Всегда привносил свое. При этом артист был какой-то… торопящийся. Совершенно не переносил второй дубль. Просто не любил повторяться. Он уже прожил это, и ему хотелось чего-то нового, нестись дальше. Он и партнера заводил так, что тот в первом дубле выкладывался, чтобы второго не случилось. Так Высоцкий играл и снимал «Место встречи», когда я ему доверил работать вместо себя, на время командировки. Столько всего придумал вне сценария! И снял с первого дубля. По жизни Володя оказал на меня большое влияние, научил быть сильным. Он из небольшой когорты тех, кого я могу назвать своими духовными учителями».
Настоящая интрига разыгралась вокруг главной женской роли. На нее было аж 12 претенденток. Высоцкий же очень хотел, чтобы на эту роль утвердили его жену — французскую актрису Марину Влади. Но против француженки категорически возразил худсовет. По мнению руководства, сержант Синичкина должна быть показана в кино как настоящая жена и подруга борца с бандитами. Хотелось бы, чтобы актриса, играющая возлюбленную Шарапова, была с безупречной репутацией. А Влади никак не тянула на «советскую гражданку».
Удовичеко популярна у мужчин из мест лишения свободы
На роль Вари рассматривали и красавицу Ларису Удовиченко. Но она поставила свои условия: «Либо Манька-Облигация, либо я играть не буду!» Даже от проб отказалась. И ей таки пришло приглашение на съемки: «Утверждена на роль Маньки-Облигации без проб!»
«Меня до сих пор дразнят Манькой-Облигацией, но я только радуюсь, — говорит Лариса Удовиченко. — Самый интересный момент во время съемок связан с моей безграмотностью. Я не знала, как пишется слово «облигация»: через «о» или через «а». Поэтому и спросила, а режиссер обрадовался: «О, вот это оставляем. Импровизация в кадре — самое дорогое, что может быть. В остальном же все было легко. Ведь снимали в моей родной Одессе, где улицы, стены помогали. После выхода фильма я стала очень популярной. Особенно среди мужчин из мест лишения свободы. Они активно писали мне письма: «Не горюй! Выйду — моей будешь». Я не придавала этому значения. Но один такой поклонник после освобождения заявился ко мне домой. Звонил, стучал, кричал, что пришел жениться. Мне стало по-настоящему страшно, пришлось звонить в милицию».
А подругу Шарапова Варю сыграла актриса Наталья Данилова. На роль Фокса изначально был утвержден Борис Химичев. Но после начала съемок режиссер снял его с картины, посчитав его внешность слишком современной, и пригласил в картину Александра Белявского. Кстати, его, как и Павлова, воплотившего образ Левченко, также рекомендовал Высоцкий. Актер Стас Садальский и сейчас не любит вспоминать о своей роли в этом фильме. Уж больно достали поклонники фразой его героя Кирпича: «Кофелек, кофелек… Какой кофелек?»
«Прочитав сценарий, я сказал, что такого придурка играть не хочу, мне нравится роль Шарапова, — признавался Стас Садальский. — Говорухин расхохотался и сказал, что меня на нее не утвердят. Я спросил, почему. Говорухин ответил, что Шарапов был комсомольцем. «Что значит комсомольцем? А я кто, по-вашему?» — обиделся я. «Лицо у него должно быть другим». — «Каким?» — «Такие обычно в газетах печатают». После того как фильм показали по телевидению, в течение двадцати лет, где бы меня ни встретили — в троллейбусе, в метро, на улице, — везде показывали пальцем и произносили одно и то же слово: «Кирпич». Я ненавижу эту роль. Но, с другой стороны, если бы ее не было, моя жизнь была бы гораздо беднее».
По ходу съемок несколько раз приходилось менять сценарий, «воскрешать» некоторых героев. По настоянию руководства Гостелерадио автору романа Георгию Вайнеру пришлось изменить концовку фильма и оставить в живых подругу Шарапова — Варвару Синичкину. Это было решение Гостелерадио СССР, у которого была норма смертей в каждом фильме. Если в конце фильма убивали Левченко, у которого Шарапов был командиром, то еще одна гибель — это был бы уже перебор. Создателям картины сказали: «Всю неделю люди будут смотреть фильм по телевизору, закончится он, скорее всего, в воскресенье. С каким же настроением зрители пойдут в понедельник на работу, если еще и Варя погибнет?» Пришлось оставить Варю в живых.
Неоднократно в прессе обсуждалась идея продолжения фильма. Якобы даже у Вайнеров была папка с проектом сценария, написанного Высоцким. Однако Говорухин поставил точку в обсуждении темы: «Жеглов умер, Шарапов стар, с кем и зачем продолжать?» Кто знает, какая судьба могла быть у продолжения во время множества современных криминальных историй на телевидении. «Место встречи изменить нельзя» осталась уникальной картиной.
Лилия Музыка
|