ПОСЛЕ ЭТОГО СКАНДАЛА В СССР ГОРБАЧЁВ БЫЛ В ЯРОСТИ!
Я читаю форумы, чаты, комментарии в
интернете, и часто вижу мнение что, что военная система позднего СССР работала
почти также отлаженно как и при Сталине. Казалось бы, Красная Армия, Советский
Союз, которого боялся весь западный мир.
Вот только времена меняются, и Союз,
как говорится, был уже "не торт". Поэтому я решил обратить внимание на просто
невообразимый инцидент, особенно в рамках СССР. 28 мая 1987 года, в День
пограничника, на Красной площади без разрешения приземлился самолёт Матиаса
Руста. 18-летний студент из ФРГ прилетел в Москву из Гамбурга на четырёхместном
лёгком самолёте «Цессна-172Б Скайхок».
По подозрительному стечению
обстоятельств, накануне этого события заранее были срезаны троллейбусные провода
на Большом Москворецком мосту, который Матиас Руст использовал в качестве
посадочной полосы.
По другому странному стечению
обстоятельств, прилёт Руста на Красную площадь был снят на профессиональные
телекамеры сразу с нескольких точек (дело было в 1987 году, когда любая
аппаратура ещё была редкостью). Фотографий вообще было сделано бессчётное
количество.
Главными стрелочниками стали маршалы
Сергей Соколов и Александр Колдунов. Первый – министр обороны, второй –
командующий ПВО СССР. Оба – ветераны Великой Отечественной, Герои Советского
Союза (Соколов – за Афганистан). Оба были с позором уволены со своих постов.
А вместе с ними – ещё дюжина
генералов, 298 офицеров. Двое стрелочников отправились на нары. Это подполковник
Иван Карпец, бывший оперативным дежурным по Таллинской дивизии Войск ПВО в день
полёта Руста, и майор Вячеслав Черных, бывший в тот день дежурным по
радиотехнической бригаде.
Хотя они вообще-то первыми и заметили
нарушителя. И доложили о нём по команде «наверх». Но их разжаловали и
приговорили к четырем и пяти годам лишения свободы соответственно.
Американский специалист по
национальной безопасности Уильям Е.Одом пишет, что после пролёта Руста в
Советской Армии были проведены настолько радикальные изменения, что сопоставить
их можно только с чисткой Вооружённых Сил, организованной Сталиным в 1937 году:
«На своей должности удержался лишь заместитель министра обороны по вооружению. В
числе заменённых должностных лиц были министр обороны, все другие его
заместители, начальник Генерального штаба и два его первых заместителя,
Главнокомандующий ОВС Варшавского договора и начальник штаба ОВС, все четверо
«верховных командующих», все командующие группами войск (в Германии, Польше,
Чехословакии и Венгрии), все командующие флотами, все командующие военными
округами».
Почему
это произошло?
Основная версия причин ЧП касалась
трусости военного руководства, которое после скандала со сбитым в 1983-м году
южнокорейским «Боингом», нарушившим границу СССР, боялось нагоняя и не желало
брать на себя ответственные решения при обнаружении «странного» лёгкого
самолётика.
Потому как обнаружения были, и не
одно. Сначала нарушителя засекли радиотехнические подразделения ПВО в
Прибалтике. Он не отвечал на позывные «свой-чужой», и ему был присвоен номер
8255. Три зенитных ракетных дивизиона были приведены в боеготовность. Они повели
нарушителя, но команды на уничтожение не получили.
Информацию передали по команде дальше.
На перехват Руста взлетел истребитель ст. лейтенанта Пучнина. Он дважды облетел
«Сессну» и доложил на КП, что видит легкомоторный самолёт с полосой голубого
цвета вдоль фюзеляжа. Поступи ему с земли приказ сбить нарушителя границы,
Пучнину даже не пришлось бы тратить боеприпасы – достаточно было включить
огненный меч форсажа, и на землю полетели бы обгоревшие обломки.
Генерал Кромин, командующий
Ленинградской армией ПВО, не хотел брать на себя ответственность, и возможный
грех на душу. Он помнил инструкцию, введённую после скандала с южнокорейским
«Боингом». Инструкция запрещала сбивать пассажирские и легкомоторные самолеты.
Успокаивая себя, решили, что этот
легкомоторный самолёт – это Як-12, забывший включить режим опознавания или
сломавший оборудование. Цель передали для сопровождения подразделениям
Московского округа ПВО.
В воздух поднимались дежурные звенья
МиГ-21 и МиГ-23, обнаруживали «Сессну» визуально, докладывали: наблюдают «спортивный
самолет типа Як-12 белого цвета с тёмной полосой вдоль фюзеляжа».
Самолёт Руста шел на небольшой высоте и с малой скоростью – порядка 140 км/час.
Истребители не могли «притормозить», чтобы идти рядом с ним на той же скорости.
Они стрелой пролетали над «Цессной», ожидая чётких команд с земли. Но их не
было. И пилоты уводили машины на свои аэродромы.
В Псковской области шли учебные полеты
авиаполка. Когда Руст полз к Москве, в полку произошла замена кода системы
госопознования. Все летчики должны были строго в 15.00 сменить этот код. Но
некоторые растяпы не сделали этого. И стали «чужими». В этом рое самолётов
руководитель полётов, не разбираясь, чохом присвоил всем, кто был в воздухе,
признак «свой». В их числе оказалась и «Цессна» Руста. Так что к Москве он уже
спокойно подходил под личиной «своего».
Не
полёт хулигана, а операция западных спецслужб
Многое говорит в пользу того, что это
была операция западных спецслужб, согласованная с Горбачёвым. Цель – убрать
оппозиционную «перестройщикам» верхушку армии.
Во-первых, самолёт Руста был
специально переоборудован. Установлены дополнительные баки. Это не согласуется с
официальным «самолёт был просто взят напрокат в аэроклубе». С нештатными баками
на пару тысяч километров, занимающими весь пассажирский салон?!
После вылета из Хельсинки
пилот-«новичок» Руст, как очень опытный лётчик, уходит из зоны действия финских
радаров. Его начинают искать с воздуха финны и – обнаруживают большое масляное
пятно по курсу полёта. Делают вывод: самолётик разбился. Подводная лодка могла
незаметно выпустить такое пятно именно в то время и в том месте, как акцию
прикрытия.
Внутри СССР Руст шёл чётко по границам между локационными зонами. В системе ПВО
того времени существовало правило: через каждые 24 часа менять границы подобных
зон. Однако 27 мая такая команда не поступила, так что 28 мая продолжали
действовать границы локационных зон, установленные накануне.
«Когда начались разборки, я вспомнил, что дня три у нас на севере страны не
менялось радиолокационное поле. Обычно оно меняется каждый день. А тут - три
дня!»(Полковник Олег Звягинцев, бывший зам.командира корпуса ПВО)
Примечательно, что накануне полёта
Матиаса Руста министр обороны Соколов докладывал лично Михаилу Горбачёву о том,
как организована система ПВО. Горбачёв задержал у себя секретную карту, и
впоследствии не вернул её – утверждает генерал Леонид Ивашов.
Генерал Сергей Мельников обращает
внимание на то, что приземлилась «Цессна» Руста почти с полными баками. Если бы
полёт действительно шёл беспосадочно из Хельсинки - горючего оставалось бы очень
мало. По данным Мельникова, Руста дозаправляли уже на советской территории, в
Старой Руссе, прямо на дороге.
Действительно, если рассчитать
скорость «Цессны» и расстояние до Москвы, то получается, что самолёт «исчез» на
3 часа 20 минут с момента, когда он пересёк границу СССР. Это где же он летал?
Может, ещё и пообедал в Старой Руссе?
Западногерманские журналисты заметили:
из Хельсинки Руст вылетел в рубашке и джинсах. А Москве он оказался в красном
комбинезоне. В полёте переоделся? А попробуйте переодеться в кабине маленького
самолётика за штурвалом!
Кроме того, в Хельсинки на борту его
самолёта фигурировал только знак гамбургского аэроклуба, а в Москве было ещё и
наклеенное на стабилизатор хвостового оперения изображение перечёркнутой атомной
бомбы.
Всё это дало основание полагать, что
Руст был не так прост, а полёт его – не экспромтом хулигана, а хорошо
спланированной операцией спецслужб.
|