КАКОВ ОН, ЦАРСКИЙ ГНЕВ И ЦАРСКАЯ МИЛОСТЬ?
Александр Пушкин был отправлен в южную ссылку за написание
едких эпиграмм на власть. Перед его отъездом один из героев пасквиля, князь
Голицын, получает донесение, что преступным автором текстов является именно
Пушкин, только что окончивший Лицей в Царском Селе.
Император Александр I упрекает директора Лицея Энгельгардта
в том, что бывший воспитанник этого учебного заведения «наводнил Россию
возмутительными стихами» (с), и приказывает генерал-губернатору Петербурга
Милорадовичу арестовать поэта. В апреле 1820 г. Милорадович приглашает к себе
Пушкина и сообщает ему об опасности. Поэт отвечает губернатору, что бумаги его
сожжены, но он может восстановить стихи по памяти.
Для Пушкина ссылка означала бы полную изоляцию от общества,
от литературы, суровые условия жизни и строгий надзор. Благодаря помощи Н. М.
Карамзина, В. А. Жуковского и П. Я. Чаадаева поэт получает от царя снисхождение,
и вместо ссылки в Сибирь или Соловецкий монастырь под видом перевода по службе
уезжает в южные губернии России под начало генерала И. Н. Инзова. Этой ссылкой
правительство думало «образумить» молодого поэта. В мае-сентябре 1820 года его
путешествие начинается вместе с семьей героя Отечественной войны 1812 года
генерала Н. Н. Раевского из Екатеринослава и далее – через Кавказ и Крым.
«Кавказский пленник»
В этой поездке в окружении друзей Пушкин живет свободной
жизнью, насыщенной экзотическими впечатлениями. Все в новом крае в движении.
Вокруг Минеральных Вод кипит война. Черкесы пользуются каждой оплошностью
казаков, чтобы напасть на русских. Пушкин наблюдает обычаи и нравы Востока во
всей его красочной и многоязычной пестроте. Стихи, написанные им на юге, вводят
Кавказ в сознание русского общества как важную часть России. Глухие горные
ущелья, ледяные главы Казбека и Эльбруса, цветущие равнины предгорий становятся
местом действия первой южной поэмы «Кавказский пленник». На Кавказе Раевские и
Пушкин пробыли два месяца, а в августе отправились в Крым. Здесь поэт снова
начинает думать стихами. Первым городом становится Керчь, где он видит развалины
древнего города Пантикапеи. Оттуда путешественники едут в Феодосию, а затем
морем в Гурзуф. В письмах к друзьям поэт пишет: «…Увидел я картину пленительную:
разноцветные горы сияли, плоские кровли хижин… издали казались ульями,
прилепленными к горам, тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались между
ними, справа огромный Аю-Даг… И кругом это синее, чистое небо, и светлое море, и
блеск, и воздух полуденный».
В Гурзуфе путешественники останавливаются в доме герцога де
Ришелье. «В Юрзуфе, - пишет А.С.Пушкин, - жил я сиднем, купался в море и
объедался виноградом... Я любил, проснувшись ночью, слушать шум моря…». Почти
три недели живет поэт там и выносит много глубоких и сильных впечатлений. 5
сентября 1820 года генерал Раевский с сыном и Пушкин отправляются верхом в
путешествие по знаменитым местам Южного Крыма в Бахчисарай и Симферополь. Эхо
кавказских и крымских впечатлений, отголоски общения с представителями этой
большой семьи и сердечных увлечений дочерьми Раевского почти десятилетие звучат
в пушкинской поэзии.
В ореоле мученика
В ноябре 1820 – январе 1821-го Пушкин подолгу гостит в
имении Давыдовых в Каменке Киевской губернии, которая была одним из центров
оппозиции режиму Александра I; поэт посещает Киев и Одессу. В Кишиневе и Каменке
он общается с членами «Союза благоденствия» и тайного Южного общества П. И.
Пестелем, В. Л. Давыдовым, В. Ф. Раевским, П. С. Пущиным, М. Ф. Орловым. Ссылка
не отрезвляет его, не заставляет покаяться и смириться. Пушкин – в ореоле
мученика свободы, жертвы русского тирана. Политический темперамент и инерция
петербургского вольномыслия ведут поэта к поискам тесного сближения с еще более
радикальными критиками самодержавия. Пушкин хочет видеть в них новых друзей. Ему
кажется, что мечты о «вольности святой» вот-вот станут реальностью. Он был готов
окунуться вместе с заговорщиками в омут политической борьбы, но надежды на то,
что слово поэта-вольнодумца станет частью общего дела, рассеиваются – друзья
спешат уверить Пушкина в том, что тайного общества не существует.
Тем не менее Александр Сергеевич в период южной ссылки это
еще и яркий поэт-романтик. Ведущее положение в его лирике того периода занимают
романтические жанры: элегия и дружеское стихотворное послание. Привлекает его и
жанр баллады («Песнь о вещем Олеге»). Внутренний мир опального поэта особенно
полно раскрывается в элегиях – «Погасло дневное светило...», «Мне вас не жаль,
года весны моей...», «Редеет облаков летучая гряда...» и «Я пережил свои
желанья...». Настоящее кажется поэту бесприютным, унылым и неопределенным. Часто
возникают психологические параллели со знаменитыми опальными поэтами –
древнеримским Овидием и современниками, Байроном и Е. А. Баратынским. Поэмы
«Кавказский пленник» (1821), «Братья разбойники» (1821–1822), «Бахчисарайский
фонтан» (1821–1823) и «Цыганы» (закончены в 1824 году в Михайловском) – главное
достижение Пушкина в период южной ссылки.
«Евгений Онегин» - начало
Испытав сильнейшее влияние личности и творчества Байрона,
Пушкин преображает русскую романтическую поэзию. Он встает у истоков нового
бунтарского течения в русском романтизме. Главной особенностью этого
направления, отличавшего его от созерцательного романтизма 1810-х годов, стало
иное отношение к действительности. В его произведениях – в лирике и особенно в
поэмах – на первом плане гордый, свободолюбивый человек в конфликте с окружающей
действительностью (таковы герои поэмы «Цыганы»). В то время, когда русские
писатели и критики еще спорят о том, способны ли романтики создать русскую
национально-самобытную поэзию, Пушкин дает весомые творческие аргументы в пользу
новой художественной системы. В мае 1823-го в Кишиневе начинается работа над
романом в стихах «Евгений Онегин». Замысел Пушкина новаторский – поэт ищет новый
сюжет, который позволил бы преодолеть романтическую условность сюжетов «южных»
поэм, нового героя, тесно связанного с жизнью общества, новый стиль.
Узнав о том, что в мае 1823 года генерал-губернатором
Новороссии и наместником Бессарабии был назначен Воронцов, друзья Пушкина
решают, что поэту полезна будет служба под его началом в Одессе. По их просьбе в
июле того же года Воронцов берет Пушкина в свою канцелярию и дает ему полную
свободу для творческих занятий. Поэт часто бывает в доме Воронцовых, пользуется
их богатейшей библиотекой. Пребывание в Одессе, европейском городе, напомнившем
поэту Петербург, было до предела заполнено светской жизнью и напряженной
творческой работой. Пушкин испытывает здесь сильные и памятные любовные
увлечения Амалией Ризнич и Каролиной Собаньской.
Роман и саранча
В Одессе с Пушкиным происходит памятный забавный случай,
связанный с его службой. По приказу губернатора Александр Сергеевич, как и
другие чиновники его канцелярии, выезжает на освидетельствование результатов
борьбы с саранчой. Пробыв в поездке несколько дней, поэт сдает в канцелярию
следующий отчет: « Саранча летела, летела и села, сидела, сидела, все съела, и
вновь улетела». Возмущенный начальник канцелярии докладывает об этом Воронцову и
требует наказать поэта. Однако ознакомившись с другими отчетами, губернатор
отмечает: «…Я начал читать другие отчеты по саранче. На этот раз серьезные,
подробные и длинные-предлинные с планами и таблицами. Осилил я один страниц в
тридцать и задумался – какой вывод? Сидела, сидела, все съела и вновь улетела –
другого вывода я сделать не мог... Мне стало смешно, и гнев мой на Пушкина утих.
По крайней мере, он пощадил мое время» (с).
Исследователи считают, что началом вражды поэта с
Воронцовым стала история страсти поэта к жене губернатора – Елизавете. За год с
небольшим он наживает себе врага в лице Воронцова, который не хочет видеть в
Пушкине «первого поэта» России и теперь всегда подчеркивает, что Александр –
всего лишь один из его чиновников. Стараниями генерал-губернатора поэт был
отправлен в отставку «за дурное поведение» и атеизм, усмотренный в одном из
перехваченных частных писем. В июле 1824-го Пушкин получает предписание ехать
теперь уже в другую – «домашнюю ссылку» – в родовое имение Михайловское
Псковской губернии…
Иван
Новиков
|