ПРОРОК ИЛИЯ НЕ УМИРАЛ, И ОН ЕЩЕ ВЕРНЕТСЯ
Когда мы сегодня вспоминаем пророка Илию и его восхождение на огненной колеснице на небеса — давайте посмотрим на себя. Илия не умирал, и он вернется для проповеди в конце времен. Об уроке жизни этого ветхозаветного святого рассказал иеромонах Димитрий (Першин).
Утешитель мира
Пророк Илия — один из двух святых, которые сочетают в себе Ветхий и Новый завет. Илия, как и когда-то Енох, не умирает, а на огненной колеснице возносится на небо. Настолько он любил Бога, настолько горячей была его вера, что смерть не смогла его удержать. Этот его переход в вечность на глазах у изумленного пророка Елисея и у всех нас не завершается в вечности, а является временным.
Для последней встряски, чтобы избранные Божьи не отчаялись и не опустили руки — на землю придут Илия и Енох, два праведника, и им будет дана власть затворить небо.
Ответ на вопрос, почему Илия был удостоен высшей чести мученичества за Христа единственным из пророков завета Ветхого вместе с праотцем Енохом, мы найдем в житии Еноха: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его». Точно так же ходил пред Богом Илия. Ходил, молился Богу и призывал Его изменить мир и прежде всего сердца людей — его соотечественников, таких же израильтян, как и он, которые о Боге забыли. Как и мы сейчас, в нашей стране.
Мы помним ревность Илии. Мы помним, как он избил четыреста жрецов. Никаким экуменизмом, никакой толерантностью, никакой религиозной терпимостью пророк не страдал. Но именно ему Господь открывает Себя не в буре и громе, не в молниях, а в дыхании, веянии тихого ветра. Это уже совершенно новозаветное измерение той удивительной божественной реальности, с которой мы встречаемся в христианской молитве и христианской жизни.
Илия в отчаянии. Он видит, что все рушится, что его слово не находит адресата, что его вопль доходит до неба, но не до людей. Но отчаяние Илии опровергается Словом Божиим, которое говорит, что семь тысяч верных осталось в Израиле, которые не преклонили сердца перед ваалами.
Когда мы вспоминаем подвиг и жизнь пророка Илии, мы понимаем, что реальность очень часто совершенно иная, нежели картинка, данная нам средствами массовой информации или даже нашими собственными головой и сознанием.
Церковь придет к немощным
Уже несколько лет в России действует замечательная исследовательская служба «Среда». Нам кажется, что наше слово не слышат, что наше свидетельство не доходит до сограждан. А исследования «Среды» показывают, что наши сограждане ждут, чают и надеются, что где-то есть, по словам Александра Галича, та самая «Русь на Руси», исполненная любви и заботы, живущая по правде Христовой. Ждут и надеются, что Церковь придет к немощным, позаботится о больных, скажет слово правды, походатайствует о неправедно заточенных и заключенных, не оставит своим вниманием детей.
Она не оставит своим вниманием и то идолослужение, в которое мы погрузились, заботясь только о деньгах и только о земном. Почему этого не происходит? Почему люди не находят того, чего ищут?
Потому что мы очень далеки от того, чем мы должны быть. Илия не был далек, и за ним пошел народ израильский. Там, в Израиле, семь тысяч человек не склонили колена перед ваалами — и этот остаток Израиля продолжил историю Израиля и всей земли. Через них продолжилось свидетельство о Боге. Через них Священная история вела к рождению Богоматери и через Нее — рождению Христа в нашем мире.
Вопрос: а через нас — какая история продолжается? Спасения или гибели? Свидетельства правды Божией или обратного свидетельства?
Когда мы сегодня вспоминаем пророка Илию и его восхождение на огненной колеснице на небеса — давайте посмотрим на себя. Конечно, нам далеко до такой ревности и до такой веры. Но некая ревность и нам присуща — мы давали крещальные обеты, наплевали на диавола в чине крещения и оглашения, сочетались Христу и были миропомазаны. Священник говорил и о нас тоже: «Печать дара Духа Святаго», налагая миром крест на наши органы, запечатывая все их Божественной славой и Божественной благодатью, чтобы нам в земной жизни быть свидетелями жизни вечной.
Вспоминая весь путь земной жизни пророка Илии, его свидетельство и явление на земле, укрепляющее в грядущих веках последних христиан, мы понимаем, что тоже призваны к такому свидетельству, к такой правде. Чтобы кто-то другой через нашу молитву, нашу жизнь и заботу о ближних пришел ко Христу, обрел спасение, внутренне восшел к Богу Отцу, Сыну и Духу Святому и вступил в общение с Ним — в то общение, в которое мы все вступаем в таинстве Святой Евхаристии.
Иеромонах Димитрий (Першин)
|