ДОЛГОЖИТЕЛЬНИЦА ПЕЧЕТ ХЛЕБ, ШЬЕТ ВРУЧНУЮ И ХОДИТ В ЦЕРКОВЬ
Столетняя Татьяна Семенюк из села Остривок Камень-Каширского района Волынской области живет вместе с дочерью и внуками. У долгожительницы прекрасный слух, превосходная память и ясный ум. В молодости Татьяна Ананьевна слыла первой красавицей в селе.
Невеста-бесприданница
— Наша семья была очень бедной, — вспоминает Татьяна Семенюк. — Мы с тремя сестрами даже в школу не ходили, потому что за учебу нужно было платить. Целыми днями пряли, растирая пальцы в кровь. Старшие сестры выходили замуж и по очереди выносили из дома все самое ценное, оставив меня совсем без приданого. А кому нужна невеста-бесприданница?
Однажды мой будущий муж Павлин пришел к нам и говорит: «Никто тебя замуж не возьмет, а я возьму». До самого венчания я не верила, что он меня не бросит. Помню, пришли в храм, а церковный староста, родственник моего жениха, спрашивает: «Зачем она тебе, ведь у нее ничегошеньки нет?». На что Павлин ему ответил: «Дядя, это мое дело. Приданое — на ее лице». Жили мы хорошо с мужем, но мало.
Только шесть лет женского счастья отмеряла судьба Татьяне Семенюк.
— Брат мужа, Василий, забрал его с собой в Украинскую повстанческую армию, — продолжает долгожительница. — Двое других братьев воевали в рядах Красной армии и оба не вернулись с фронта. Когда Украину освободили от фашистов, Павлина и Василия посадили в тюрьму в Днепропетровске. В 1944 году муж умер там от тифа.
Татьяна Семенюк больше не вышла замуж, хотя к красивой женщине многие сватались.
— Бабушка до сих пор следит за своей внешностью! — говорит внучка долгожительницы Лидия Березнюк. — Она из дому не выйдет, не прихорошившись. Заботится о том, чтобы платье ладно сидело, было чистеньким. Кстати, бабушка до сих пор шьет вручную, просит только, чтобы нитку вдели в иголку. И категорически не признает электрического утюга, гладит исключительно... деревянным.
Родные шутя жалуются, что Татьяна Ананьевна непоседа. Как бы они ее ни опекали, долгожительница все старается делать самостоятельно.
До храма добирается маршруткой
— После обеда всегда подметет в доме, — продолжает Лидия Наумовна. — Дважды в неделю печет хлеб в печи, которую топит дровами. Она точно знает, сколько нужно времени, чтобы корочка подрумянилась. А перед тем, как вынимать хлеб из печки, обязательно постучит по нему: если раздается звонкий стук — значит, испечен.
Каждое воскресенье долгожительница ездит в соседнее село в церковь. Обычно ее возят правнуки, но иногда она добирается маршруткой.
— Завидев бабушку, люди стремятся уступить ей место на лавке, — говорит Лидия Березнюк. — Но она отказывается, объясняет: нужно выстоять службу. Когда молится, то просит у Бога здоровья для своих близких и называет всех поименно.
А родных у долгожительницы много. Она вырастила сына и дочку, которые подарили ей 13 внуков, 23 правнука и одного праправнука.
— В школу я не ходила, поэтому заучивала молитвы на слух, — признается Татьяна Семенюк. — Теперь иногда прошу правнуков почитать мне молитвенник. Ходить в церковь меня приучила еще моя мама, потом я водила своих детей, внуков, сегодня хожу с правнуками. Учу их всю службу терпеливо стоять. На прошлую Пасху, как обычно, выстояла всенощную.
Бабушка очень строго соблюдает пост. В еде непривередлива, считает: нужно есть все, но понемногу.
— Мы очень дорожим мнением бабушки, — говорит Лидия Березнюк. — Она обычно выслушает внимательно, задумается, а потом даст дельный совет. Бабушка учит нас никогда не нервничать, ни на кого не кричать, не тратить зря свою энергию. Делать людям добро и не ждать за это благодарности.
Ленина Бычковская, Ровно
|