САМАЯ ТИТУЛОВАННАЯ ЛЕТЧИЦА В МИРЕ
Профессия пилота считается исключительно мужской, но наша героиня, Светлана Капанина, сумела покорить заоблачные высоты и доказать, что женщина может стать воздушным асом. Она рассказала, как пришла в авиацию и влюбилась в небо с первого полета.
Побеждала многих пилотов-мужчин
В кабине спортивного «СУ» — изящная блондинка в летном комбинезоне. На затылке — схваченный резинкой девчачий хвостик. Пилотесса небрежно водит ручкой управления из стороны в сторону. А за плексигласом кабины самолета в бешеном темпе мелькают облака, синее небо, земля, какая-то речка... От непрерывного мельтешения пейзажей меня начинает мутить. Но тут — слава богу — Светлана останавливает видеозапись на ноутбуке.
Кстати, у нее самой на протяжении всего ролика ни один мускул на лице не дрогнул. Или мне показалось? Знакомьтесь — Светлана Капанина, самая титулованная летчица в мире.
Не верите? Считайте титулы: семикратная абсолютная чемпионка мира, 39-кратная (!) чемпионка мира, чемпионка Европы, России и Всемирных воздушных игр. А ведь в авиацию она пришла сравнительно недавно — в 88-м году. Причем изначально шла в парашютистки. Но потом ее переубедили: мол, пилотаж куда интереснее.
— Светлана, помните, какими были первые ощущения за штурвалом самолета?
— Полет вообще трудно описать словами — нужно взмыть в небо… Помню, что окончательный выбор в пользу обучения летному мастерству сделала после полета с моим будущим тренером — Леонидом Солодовниковым. Только представьте: голова бьется о фонарь кабины, по коленям стучит ручка управления, по ногам — педали. Перегрузка тебя то вдавливает в кресло, то выбрасывает из него. А перед глазами — земля-небо, небо-земля… Это были неповторимые ощущения. Тогда поняла, что этот экстрим — для меня.
— А как родители отнеслись к вашему выбору? Отговаривали?
— Нет, от полетов мои родители меня не отговаривали. А когда я рассказала маме, что буду учиться летать, она спокойным тоном ответила: «Я не удивлюсь, если ты скажешь мне, что полетишь в космос».
— Есть мнение, что авиационный спорт — не для женщин...
— Физически он действительно очень сложный, — соглашается Светлана, — но в авиации принято, что мужчины и женщины соревнуются на равных, в одной программе, в одном зачете. Убеждена — зачет не должен быть единым: женщина создана Богом более слабой, ей сложно соревноваться наравне с мужчиной. Да, я побеждала многих пилотов-мужчин, но это не означает, что такие победы — закономерность.
«Эдельвейс» синего неба
— И как к вашим победам отнеслись проигравшие?
— На Западе — хорошо, у нас же все сложнее… Вероятно, есть какая-то зависть, присущая большому спорту. Считаю, что это неправильно. С первого класса мне привили любовь к товарищам по команде, к сопернику, а здесь все иначе, и я этого просто не понимаю.
— Любая женщина может вот так, как вы, сесть за штурвал?
— В авиаспорте главное — это здоровье, желание летать и любовь к небу. А потом — труд, пот и терпение.
— Ваши любимые фигуры высшего пилотажа?
— Любимых фигур быть не должно. Одну полюбишь, другая не получится. Большинство из них имеют свои названия. Классические занесены в каталог фигур «Арести». А вот для программы «Фристайл» придумываются самими пилотами и имеют свободные названия, как например: «Кобра Пугачева», «Привет из России» или «Эдельвейс» — это разновидности неуправляемых вращений, обычно мы их все называем «Абра-Кадабра».
— А какие самые сложные?
— Все фигуры непростые. В классике особой точности исполнения требуют, например: вертикали, «колокола», штопор и различные штопорные вращения. Во фристайле же — пилот вводит самолет в неуправляемое вращение, то есть во вращение, при котором самолет вращается в трех плоскостях.
— Какие самолеты вам нравятся?
— Люблю Су-26 и Су-31 (поршневые спортивные самолеты) и хочу летать на наших машинах (Светлана Капанина — летчик-инструктор ОКБ Сухого). Самолеты «Сухого» до сих пор считаются лучшими в мире, несмотря на то, что, к сожалению, их производство закрыто.
— Но вы же летаете?
— Да, в команде осталось три самолета «Сухого», и мы бережем их как зеницу ока. На одном из авиасалонов МАКС в Жуковском мне пришлось летать на Extra-330LC (самолет немецкой компании Extra Flugzeugbau для аэробатики).
Не могу сказать, что это плохой самолет, но я предпочитаю наши машины — более прочные и надежные… Я патриот, но как не сопротивлялась, все равно пришлось пересесть на иностранные самолеты…
— И о личном...
— Есть семья, есть прекрасный муж и замечательные дети — сын Пересвет и дочь Есения.
Дмитрий Семенов
|