РАДОНИЦА
Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой
неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения
усопших, первого после праздника Пасхи.
9 день от Пасхи - родительский день, принято посещать кладбище и
поминать умерших родственников. Радоница - день особого поминовения усопших.
Первоначально Радоницы (радоницы, тризны) - имена божеств,
олицетворяющих почитание усопших, хранительниц душ умерших людей. Радоницам и их
подопечным приносили жертвы из обильных пиршеств и возлияний на погребальных
курганах, чтобы еще не отлетевшая душа покойного могла насладиться зрелищем того
уважения, которое ей оказывают живые. Постепенно слово "тризна" стало обозначать
поминки, а «радоница» - весеннее поминовение усопших. Именно весеннее, потому
что живые особенно старались задобрить покойников в пору расцвета природы,
окончательного отступления зимы, поры мертвого сна всей земли.
Обычаи Радоницы
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах
усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где
совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на
помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то,
что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не
есть Бог мертвых, но живых» (Мф 22, 32).
Есть дивный пример того, как разделяют с нами радость о Воскресении
Спасителя наши умершие. Однажды один благочестивый старец Киево-Печерской лавры
на Пасху пошел вместе с диаконом покадить пещеры, где почивали усопшие. И только
воскликнули они: «Христос воскресе, отцы и братия!», как послышалось в ответ
громогласное восклицание: «Воистину воскресе!»
«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез,
вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и
приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», –
пишет святитель Иоанн Златоуст.
История Радоницы
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник
отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось
от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших,
называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Этимологически
слово "радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем особое место
Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной
недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти
близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную.
Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о
временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония
Сурожского, "с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".
«На Радоницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут», то есть
приступают к сельхозработам, посещают могилы и затем веселятся вечером. Этот
день давно стал светским Днем Памяти или Повиновения, в отличие Троицкой
родительской субботы.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место
погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь
украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим
Крестом. Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник
блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу,
он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а
душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни
вечной в Царстве Божием.
Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в
самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до
девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если
человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха -
время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой
скорбью и печалью.
|