14 СЕНТЯБРЯ – ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ
Пожалуй, самым незаметным православным праздником является Церковное новолетие,
которое в церковном календаре торжественно именуется «началом индикта» и
празднуется 14 сентября (1 сентября по старому стилю). Именно эта дата считается
первым днем нового церковного года.
Последним же праздником, завершающим церковный год, является Успение Пресвятой
Богородицы — 28 августа (по новому стилю), а первым праздником нового церковного
года — Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября).
Празднование Новолетия началось в сентябре 1363 года как дань гражданской
византийской традиции. С 1492 года Новолетие стало отмечаться на Руси как
церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в этот день было
воспоминание о проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос
сказал, что он пришел «исцелять сокрушенных сердцем».
Но
важно также отметить, что любой «новогодний праздник» — довольно условная дата.
Астрономы знают, что все точки земной орбиты абсолютно равноправны, и совершенно
безразлично, какую из них принять за начало отсчета. 1-е сентября Юлианского
календаря (14-е по новому стилю) — такая же условная дата. Даже учебный год в
Средневековой Руси начинался не с 1 сентября, а три месяца спустя 1 декабря на
память пророка Наума. И незадачливый школяр, отправляясь к учившему его за
горшок каши дьячку, представлял его тяжелую десницу и бормотал рифмованную
молитву: «Пророк Наум, наставь на ум».
И
в Римской империи, и на Руси наступление Нового года праздновалось первого
марта. Александрийские ученые обосновали эту традицию тем, что Бог, по их
расчетам, завершил творение мира именно первого марта, в пятницу, которая
предшествовала дню отдохновения, субботе.
1
сентября, сменившее привычное 1 марта в России в 1363 году, а в Римской Империи
в царствование Константина Великого в 325 году, — дань гражданской византийской
традиции. Начало индикта — это начало финансового года, начало нового периода
сбора налогов. Сам индикт — одна пятнадцатая часть индиктиона, пятнадцатилетнего
промежутка времени, который при равноапостольном царе Константине утвердился как
компромиссная между годом и веком единица отсчета исторического времени.
Некоторые историки считают, что счет по индиктионам был введен Константином
взамен счета по языческим олимпиадам, которые окончательно были упразднены
Феодосием Великим в 394 году. Священное предание сохранило свидетельство о том,
что индикт и индиктион были введены в церковный календарь в знак благодарности
равноапостольному Императору за прекращение гонений и провозглашение
веротерпимости.
С
понятием индикта и простого индиктиона связано еще одно понятие — Великого
Индиктиона или, как его называли на Руси, Миротворного Круга. Великий Индиктион,
в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Этот огромный
промежуток времени в 532 года определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь
церковный календарь. Создание Великого Индиктиона отцами Первого Вселенского
собора было, по сути дела, воцерковлением известного с языческих времен
Юлианского календаря.
В
день церковного новолетия в православных храмах совершают особый молебен, в
котором благодарят Бога за прожитый год и просят благословить наступивший новый.
|