ДИРИЖЕРЫ В ЮБКАХ
Десятилетия, если не столетия, женщины находились на обочине в мире классической музыки. И это еще мягко говоря. Однако сейчас дело сдвинулось с мертвой точки, и женщины все больше отвоевывают у мужчин место под солнцем. О первых шагах представительниц слабого пола можно судить по такой специфической профессии, как дирижер. Женщин-дирижеров все еще можно пересчитать по пальцам, но они уже есть, и с каждым годом их становится все больше.

Композитор-женщина - немецкая монахиня

Когда Марин Алсоп два года назад стала первой женщиной, которая дирижировала на известном музыкальном фестивале «Последний вечер Промса», вот уже 120 лет проходящем в Лондоне, специально к ее выходу сцену украсили розовыми шарами и большим плакатом с надписью: «Я – женщина!». Марин тогда сильно удивилась такому вниманию к своей скромной персоне, а когда узнала причину, еще больше удивилась, что сейчас, в XXI веке, остаются области человеческой деятельности, где женщины делают первые шаги.

Делать первые шаги, кстати, ей не привыкать. В 2007 году, к примеру, она стала первым дирижером-женщиной одного из крупнейших симфонических оркестров Америки – Балтиморского. Еще она вспомнила, что в детстве рассказала своему учителю музыки о желании стать дирижером, но услышала в ответ: «Это не женское дело!»

С тех пор прошло немало лет, но эта точка зрения продолжает доминировать в мире классической музыки. Причем не только на любительском уровне. В том же 2013 году известный французский композитор и директор Парижской консерватории Брюно Мантовани заявил, что работа за пультом дирижера слишком тяжела для женщин в первую очередь в физическом смысле.

Дирижер, конечно, профессия действительно довольно специфическая, но схожая картина царила до самого недавнего времени и в других областях классической музыки. Между тем никакие объяснения подобного феномена, типа того, что женщины на генетическом уровне уступают представителям сильного пола, не выдерживают критики. Даже в такой не менее специфической профессии, как профессия композитора.

Одним из самых ранних композиторов-женщин, произведения которой можно услышать и сейчас, считается немецкая монахиня, настоятельница бенедиктинского монастыря в долине Рейна святая Хильдегарда Бингенская (1098–1179). В Венеции в эпоху барокко большой популярностью пользовалась певица и композитор Барбара Строцци (1619–1677). Во Франции поклонники музыки знали и ценили клавесинистку и композитора Элизабет Жаке де ля Герр (1665–1729), которая посвятила много произведений королю Людовику XIV.

Вызывающее платье Юю Ван


Сестра Моцарта Мария Анна, известная под прозвищем Наннерль, в детстве тоже превосходно играла на клавесине. Леопольд Моцарт возил ее с маленьким Вольфгангом по всей Европе. Однако от нее никто не ждал успехов во взрослом возрасте, и ее таланту не дали развиться. У Феликса Мендельсона тоже была сестра – Фанни, которая также увлекалась музыкой и пробовала ее писать. Фанни тоже никто не убеждал посвятить музыке всю жизнь. Между тем ее произведения ясно свидетельствуют, что у нее был талант и что ему не дали раскрыться.

То же самое можно сказать о работах Клары Шуман, написанных ею в основном в девичестве. Честолюбивый отец решил сделать из дочери вундеркинда. Она достигла больших высот, но успешную карьеру прервало замужество. После того как Роберт Шуман в 1854 году попал в психиатрическую лечебницу, где умер через два года, ей пришлось растить семерых детей. Естественно, ей было не до музыки. И все же Клара вернулась к пианино. До конца жизни она считалась одной из лучших в Европе пианисток и превосходным музыкальным учителем.

Промоутеры говорят, что мужчин легче «продавать». Фортепианный мир – маленький мир, в котором за место под солнцем идет жестокая борьба. Труднообъяснимое исключение составляют скрипачи. В этой профессии женщин больше, чем мужчин. Есть и интересная закономерность. Большинство скрипачек – стройные и фотогеничные. Это наблюдение, конечно, не значит, что они плохо играют на скрипке, но все же некоторые вопросы вызывает...

Показательна в этом отношении история с превосходной китайской пианисткой Юю Ванг. В 2011 году она вышла на сцену лос-анджелесского концертного зала «Голливуд-боул» в очень коротком оранжевом платье. На следующий день все без исключения отзывы критиков начинались с описания ее минималистского наряда. Авторы переходили к музыке лишь после обсуждения вызывающего платья.

Музыкальный критик из Los Angeles Times Марк Свед даже пошутил, что на такие представления поклонников музыки до 18 лет следует пускать исключительно в сопровождении взрослых. Юю продолжают спрашивать о знаменитом оранжевом платье и сейчас. Причем даже чаще, чем о музыке. «Ничего особенного, – ответила она корреспонденту L.A. Times, который вновь поинтересовался платьем, – просто я – девушка и люблю моду».

Сергей Лавинов

Комментарии наших читателей

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Март 2015

Специальное предложение

Алла Иошпе

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Книгу Владимира из пос.Михнево 

"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"  

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!