Владыка ФЕОФИЛАКТ: УЩЕРБНАЯ ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ ПОДВИГАЕТ ЧЕЛОВЕКА К СОСТОЯНИЮ ВОЙНЫ ВНЕШНЕЙ
Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт возглавляет, думается, не очень типичную для Русской Православной Церкви епархию: в её состав входят три субъекта Федерации – Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и часть Ставропольского края. Регион, в котором местами основную часть населения составляют мусульмане. Когда размышляешь об этом, сразу вспоминаются средневековые войны. Да и сегодня в основе многих кровавых конфликтов лежит вроде бы религиозный фактор. Неудивительно, что меня так поразили слова Владыки Феофилакта: «Мы, православные, с нашими братьями мусульманами храним на Кавказе мир!» 

Просите не на добро 

- Ваше Преосвященство, как христианам удаётся поддерживать мирные отношения на Кавказе? И насколько вообще это правда – что в основе большинства конфликтов лежит вера? 

- Во-первых, нужно сказать: никогда в России не было религиозных войн. Никогда! И это не случайно. Отчасти веротерпимость объясняется историческими условиями, о них пусть говорят историки. Я скажу как священнослужитель: этому есть духовные причины. 

Для Православной Церкви, для верующего человека совершенно очевидно, что состояние мира – это не отсутствие войны вокруг тебя, а состояние твоего внутреннего, сосредоточенного, если хотите, гармоничного и симфонического общения с Богом. Мирен не тот, кто хорошо вооружён и спрятался за высокий забор, а тот, кто не имеет желания захватить другую территорию, тот, кто довольствуется тем, что имеет. 

Об этом очень ярко говорит Священное Писание. Помните, апостол Иаков учит: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений». 

Вот эта ущербная, инвалидная внутренняя жизнь или её отсутствие подвигают человека к состоянию войны внешней. 

Это неверующие люди! 

- То есть вы поддерживаете мир, воспитывая свою паству в мирном духе? 

- Мы утверждаем мир практикой духовной жизни. Мирен не тот, кто говорит: «Пусть всё будет хорошо». Есть восточная пословица: «От того, что ты часто повторяешь «халва», во рту слаще не станет».
Мирен тот, кто живёт миром. Хотеть мира означает строить его внутри себя. Для этого Господь нам на Кавказе дал множество удивительных святынь. По сей день там стоят храмы, построенные ещё в Х веке, доказывая тот факт, что они были заложены не как границы между двумя культурами, не как знаки их противостояния, а как свидетельство любви в мире. 

Почему мусульмане сохраняют православные храмы? (Некоторые из них находятся там, где совсем нет христианского населения). Потому что знают: православный христианин, православная вера не являются опасными. Они знают, что православие – вера любви, вера доброго отношения, милосердия. Эта не та вера, которая пахнет кровью, с налитыми местью глазами. Эта вера – с открытыми руками прощения. Поэтому она и по сей день живёт на Кавказе, и мы строим храмы, монастыри, поклоняемся своим святыням. 

- Но неужели совсем не бывает конфликтов? 

- На религиозной почве – нет. На территории республик проживает больше мусульман, на территории Кавказских Минеральных Вод – христиан, но дело не в количестве того или иного населения. Дело в правильном определении поступков людей. Оно звучит так: человек, ненавидящий другого, не является верующим. 

Тот, кто взял в руки оружие и с какими угодно религиозными выкриками убивает им мирных людей, – неверующий. Это должен понимать каждый. Когда мне говорят: «А как же ваххабиты, которые под исламистскими лозунгами осуществляют теракты?!», я отвечаю: «Это неверующие люди! Верующий в Бога никогда не покусится на жизнь другого человека – создание Божье». 

- А как у вас складываются отношения с представителями традиционного ислама? 

- Очень дружелюбно. Мы совместно участвуем в разного рода проектах – образовательных, социальных – тех, в которых мы одинаково нужны нашему обществу.
И, конечно же, когда меня видят вместе с муфтием, имамом на празднике или на заседании (а мы всегда сидим рядом) – это является для всех образцом взаимоотношений, примером того, что дружба не только возможна между нами, но и остро необходима. 

Вместе делаем добро 

- Владыко, я услышала, как приветливо вы говорите по телефону с одним из президентов, и поняла, что у вас прямая связь с руководителями регионов, входящих в Пятигорскую и Черкесскую епархию. Как складываются отношения с властями? 

- Очень естественно: мы общаемся и видим одну главную цель – общее служение. Когда я беседую с руководством республик, края, главным лейтмотивом является одно: что мы ещё вместе можем сделать?
Случилась беда в Крымске – мы вместе собирали воду, вещи… И один из первых благотворительных караванов нашей Матери-Церкви пришёл из Пятигорской епархии. Более 60 тонн гуманитарной помощи было доставлено в самые первые дни.
Происходят какие-то события на Кавказе, опять возникает вопрос: что мы вместе можем сделать? Нужно строить храм: что мы вместе можем сделать? Меня спрашивают: «Владыко, вы посетили детский интернат? Что мы вместе можем для него сделать?» Я говорю: «А давайте проведём хорошую дорогу! Детишкам трудно добираться до города»… 

Наверное, это – самое главное. Мы решаем спокойно, конструктивно и открыто все вопросы, в том числе связанные с самой действующей епархией, потому что, говоря языком светским, епархия, любой приход – это ещё и хозяйствующий субъект и субъект права. Мы являемся неотъемлемой частью нашего общества. И власти это понимают. 

- Можете перечислить какие-то общие проекты? 

- С радостью. В прошлом году мы в первый раз (и Бог даст, не в последний) провели большой марафон «Рождественское тепло». Собрали вместе с организациями и предприятиями тёплые вещи и привезли их в социальные учреждения, опекающие и престарелых людей, и детишек, оставшихся без родительского попечения. 

С нынешнего года запущена большая программа «Социальное партнёрство», когда то или иное предприятие вместе с епархией берёт шефство над детским домом, учебным заведением и т.д. Церковь не занимается финансовой деятельностью и не имеет возможности оказывать ощутимую материальную помощь, но мы можем проявить духовную поддержку.
Детдомовским ребятишкам одинаково приятно и получить новую курточку, и (если не больше!) тепло пообщаться. Радость общения могут дать верующие люди – женщина, которая стала крёстной мамой ребёнка и будет теперь опекать его, священнослужитель. Быть крёстными родителями у таких детей – большая ответственность. Они выбираются из числа прихожан и священства. 

Я часто повторяю слова, заимствованные из «Маленького принца», немного перефразировав их: «Мы в ответе за тех, кого благословили». Такое социальное партнёрство даёт возможность помогать и духовно, и физически, и материально. 

Беседу вела Ирина Дмитриева

Комментарии наших читателей

Петр Вачильевич 1757 дней назад в 23:03:59
Что-то особенно мира нет на Кавказе. Хотя эти неверующие мусульмане и своих уничтожают. И почему Бог позволяет творить такие чудовищные вещи?

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Октябрь 2012

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Книгу Владимира из пос.Михнево 

"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"  

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!