Скажу откровенно, прожив более четверти века на Кавказе, будучи свидетелем межэтнических столкновений, подчас кровавых я перестал уважать народы, населяющим данный регион как с одной стороны гор, так и с другой. Переехав на свою этническую родину, в Россию, я перестал уважать русский народ и государство, бросившее и продолжающее бросать на произвол судьбы миллионы русских.
Однако, уже 15 лет живя в Подмосковье, у меня часто возникает ощущение, что я никуда не уезжал – те же знакомые лица, та же гортанная речь, то же общение. В принципе я спокойно смотрю на такую интенсивную миграционную экспансию южных народов, зная, что через некоторое время часть из них быстро обрусеет, часть вернется обратно в свою страну, с деньгами или без, часть окажется в местах заключения. Большинство жителей соседних государств и окраин России действительно приехала, чтобы как-то заработать на жизнь, так как прокормить большую семью в странах, которые неплохо жили в составе Союза, благодаря помощи остальных республик, в основном России, и в раз ставших нищими – невозможно. И обвинять всех приехавших в том, что они ищут возможность заработать себе на жизнь – нельзя.
Но меня резко коробит и возмущает то, что определенная часть приезжих ведет себя резко негативно по отношению к стране своего пребывания, к ее коренному народу и позволяет себе высказывания и поступки несовместимые с поступками человека, находящегося в гостях. Мало того, они пишут о своем крайне негативном отношении в России и русским в наши, российские газеты, в частности «Комсомольскую правду», и эти газеты публикуют эти письма, полные ненависти и злобы ко всему русскому, оплевывая и осмеивая нашу историю и глумясь над нашими традициями. Авторы этих писем позволяют себе думать и говорить о народе, среди которого он живет, к которому принадлежу я, моя жена и дети, мои родственники, его мужчинах и, особенно, женщинах, хамски и нагло, с презрением и высокомерием, на что он не имеет никакого права.
Попробовали бы русские, живущие сейчас за границами России, да и не только за границами, а в национальных республиках Российской Федерации, также публично изложить некоторые свои мнения о тех народах, среди которых они живут. Их участь была бы незавидна. И в этом, кстати, одно из отличий русского народа по отношению к народам, проживающим на территории бывших советских республик. Проживая там, мы, русские, не позволяли себе такого, возможно, слишком войдя в роль «Старшего Брата». А, откровенно говоря, нам такого и не позволяли.
Я, русский, родившийся в Баку, закончивший исторический факультет Азербайджанского государственного университета, к концу учебы, уже работая социологом, пришел к выводу, что, то общество, которое мы пытались построить на окраинах Советского Союза, следовало назвать никак не социализмом, тем более развитым или каким-либо еще. Ему больше подходило бы название социал-феодализм или феодал-социализм. Как вам будет угодно. Слишком много формаций, различных по сознанию, историческому развитию, мышлению, образу жизни, культуре, психологическому восприятию времени, представители основной нации хотели заставить слиться в один народ, который назывался бы неприемлемым для этнологии словом – советский.
Хуже всего то, что мы только сейчас, без политической и социальной зашоренности, начинаем осознавать, как трудно находить взаимопонимание с народами, стоящими на разных уровнях развития и понимания действительности современного мира. Трудно разговаривать с человеком, оперирующим словами и терминами раннего феодального общества и даже еще более раннего рабовладельческого, и даже первобытно-общинного строя – род, тейп, племя, кровная месть, и рассказывающем об элементах экзогамных отношений между мужчинами и женщинами (это уже терминология родоплеменных отношений).
Такие слова явно выдают мышление человека эпохи кроманьона. Известно, что физический облик человека с того времени изменился незначительно. Он может быть одет как человек ХХ1 века, у него может быть высшее образование, три жены и столько же любовниц или наложниц из своего или другого племени, машина (своего рода кабардинский скакун), на которой он может совершать набеги на врагов, с помощью которого украсть очередную женщину (чужую или свою, по договоренности или нет – это другой вопрос), большие деньги, зачастую полученные с помощью грабежа, легального или нелегального, спекуляции или от перепродажи наркотиков. И все же он человек именно того времени.
…Где-то я прочел, что в Африке есть озеро, название которого переводится так: «На этой стороне ловим рыбу мы – красивые, добрые, умные. На той стороне ловят рыбу они – злые, уроды, дураки. А по середине не ловит никто». Нас с ними разделяет, как это озеро, многое: время, менталитет, сознание, мысли, нравы и обычаи, отношение к родителям и родственникам, к одежде и укладу жизни, к женщинам и детям, к восприятию мира и рядом живущих. Они могут быть хорошие, а могут быть плохие. Но они другие. И когда на Кавказе мне говорили, что среди русских много плохих людей, я соглашался. Но при этом делал оговорку, что и хороших русских там значительно больше, чем на всем Кавказе, вместе взятом, так как велика численность русского народа.
Есть еще одно. Этот фактор я вынес из многочисленных наблюдений. И объяснил в почти анекдотических обстоятельствах в поезде, ехавшем в мятежный в то время Нагорный Карабах. В вагоне было мало народу и за столом в купе нас оказалось четверо. Вместе со мной в Степанакерт, областной центр Карабаха, ехал армянин, в тогда еще расположенный там полк, грузин, ехавший в Тбилиси, и азербайджанец, ехавший в Агдам, который еще не был захвачен армянскими боевиками. В связи со сложившейся обстановкой разговор шел о межнациональных отношениях. Мы уже познакомились и меня спросили, почему, как бы ни складывалась история отношений между кавказскими и славянскими народами, негатива в этих отношениях всегда было больше, чем позитивных сторон. Хотя во многих частных случаях личные отношения зачастую складываются весьма дружеские. Причем попросили ответить, как социолога и историка.
Подумав, я ответил, что один из главных законов диалектики - «переход количества в качество» - к великому сожалению, у славянских и кавказских народов в конечном итоге имеет разные значения: «Когда вас мало, вы все чудесные люди. С вами хорошо, весело, вы душа компании, вы сорите деньгами, в вас влюбляются женщины, вы любуетесь собой, и другие любуются вами. Но когда вас становится много и позволяют обстоятельства, ваше самолюбование, ваша гордость, надменность и самомнение становятся гипертрофированными, вы становитесь нетерпимыми к непохожим на вас, нетерпимыми к инакомыслию, к чужому или чуждому вам образу жизни. И тогда вы стараетесь сделать все возможное, вплоть до принуждения, чтобы другие или жили, как хочется вам, а если нет, то они становятся для вас людьми второго сорта и вы начинаете презирать и третировать их. У славян данный закон действует по - другому. Один, двое, трое, десяток, сотня, могут быть людьми весьма отрицательными. Но когда мы объединяемся в некую общность под названием народ (а не племя), положительные черты нашего менталитета становятся для нас главными. Мы становимся великодушны и добры к другим, мы протягиваем руку помощи и сострадаем чужому горю, мы привечаем сирых и ищущих помощи». Кстати это отмечали и многие русские обществоведы прошлого. И хотя согласия представители кавказских народов не выразили, возражений в ответ не последовало. Но, было ясно, что такой ответ заставил задуматься.
Что ж. Так уж сложилось, что некоторые народы на территории бывшего Союза, а теперь сегодняшней России, остались на разных стадиях развития. Не только народы Кавказа, но и народы Сибири и Дальнего Востока. Определенная их часть находится на стадии военной демократии - как народы Северного Кавказа. Их образ жизни способствовал закреплению в национальной психологии и сознании враждебного отношения к окружающим.
Отдаю должное понятиям горцев о чести, гордости и достоинстве. Однако, это сугубо их понятия, их нормы поведения, которые распространяются в основном на своих родственников и близких членов тейпа, рода, племени. Но не надо забывать, что среди горцев Кавказа всегда считалось доблестью обмануть неверного гяура, честь - иметь рабов – лучше славян. Что было на протяжении веков, и имеет место сейчас. Согласитесь: как можно с уважением и дружбой относиться к народу, если его представители кричат и пишут на стенах домов «Русские, не уезжайте. Нам нужны рабы!», а в лучшем случае: «Чемодан, вокзал, Россия!». В данном случае достоинство таких людей, это достоинство рабовладельца - вождя или феодала.
Многие средства массовой информации, сами кавказцы, стараясь рассказать о народах, населяющих юг Россию, пытаются объяснить менталитет южан тем, что народы Кавказа до сих пор сохраняют, следуют и демонстрируют принятые традиции, порядки и нравы. В том-то все и дело, что в основном демонстрируют. Особенно молодежь, которая в саклях не курит и не слишком употребляет спиртные напитки. Возможно, почитание старших и сейчас имеет место. Но это там, в горах, в аулах. Да и то не везде. Попав же в большие города, оторвавшись от своего рода, тейпа и племени, перестав быть под постоянным контролем родственников, молодые джигиты стараются походить на окружающих, причем, как это ни прискорбно, беря у нас, русских, не самые хорошие наши привычки и нравы. Парни перестают уважать старших, курят, где попало, безмерно пьют и быстро пьянея, ведут себя хамски по отношению к нашим старикам и к нашим женщинам. Вообще ведут себя так, как будто им все дозволено. А когда они объединяются и их становится все больше, они чувствуют, что их начинают бояться. И мы на себе начинаем чувствовать, как возрастающее количество приезжих переходит в отрицательное качество их отношения к местному населению.
Да, наши женщины более свободны в выборе своего спутника, чем женщины Кавказа. Еще Есенин, побывав в пригороде Баку - Мардакянах и сочиняя стихи о Шагане и прекрасной Лале, отмечал в своих «Персидских мотивах», что «Мы в России девушек весенних на цепи не держим как собак. Поцелуям учимся без денег, без кинжальных хитростей и драк». Но надо отметить, что и горянки, приезжая в различные губернии России, не просто перестают ходить в длинных юбках, потупив глаза. Значительная их часть, обнажив колени, активно начинает искать того, кто их может содержать. Желательно, конечно, чтобы мужчина был свой. Ведь русских мужчин они за мужчин не считают. Они гяур, с ними запрещено общаться и находиться в близких отношениях по законам предков и законами шариата. А напрасно. Ведь среди ваших мужчин, которые быстро обучаются не всегда положительным факторам цивилизации - курение, наркотики, крепкие спиртные напитки, масса женщин (не своих, да и своих, тоже) - все больше и больше импотентов. Кстати, говоря, о женском поведении женщин Закавказья и Средней Азии, хотелось бы напомнить, что еще во времена Советского Союза, их землячки, принятые по блату в штат различных ЦК и ГК партии, сексуально обслуживали высоких дорогих гостей, приезжающих из Центра. Так, что говорить о развратности русских женщин также не стоит. И в настоящее время женщины с Юга России и республик Средней Азии составляют значительный процент тех, кто стоит по обочинам московских шоссе.
Да, горцы любят детей. И это – правда. Но своих. И если у славянских женщин, с которыми вы живете вдали от своей настоящей жены, появляются дети от вас, вы не считаете, их своими и не признаете их. Большинство из них оказываются в российских домах ребенка, и его родственная связь с вами на этом заканчивается. Для вас это «дети русских, украинских, молдавских, белорусских шлюх». Даже если эти «шлюхи» живут с вами годами, а вы живете прописанными на их жилплощади.
Да, цивилизация ослабляет родовые узы. Но кровной мести у нас нет. И у славян, в том числе и русских, нет страха, что кто-то зарежет или украдет их родственников в энном колене, действуя по принципу кровной мести. Но теперь (не дай Бог), она может и появиться, как ответ на террористические акты.
И, наконец, о религии. Я не отношу себя к поборнику православного христианства. Но историю и основные постулаты мировых религий знаю неплохо. На книжной полке Библия у меня стоит рядом с Кораном. Но что иногда предлагают правоверному мусульманину его духовные наставники, давно отбросившие заповеди своего Пророка. Такие, как недавно задержанный Магомед Тагаев, один из идеологов ваххабизма. Он в своей книге «Наша борьба и повстанческая армия Имама?» наставляет: «Сражаться с русскими на полях, в горах и на море. Вдоль и поперек…». Русский вопрос «будет решаться вооруженным путем, с кинжалом», ибо «России как национального русского государства никогда не было». Далее следует стратегическая задача завоевания Астрахани, Ростова, Волгограда, чтобы «оставить Россию в пределах исторической Московии, Тверской и Новгородской областей, так как «русские – это нация без прошлого и без будущего». Думаю, что даже для горских народов, с их вольницей, такой воинствующий ислам пока не нужен. Если только не найдутся среди них те, кому выгодна эскалация военных действий в Чечне. Не хочется думать, что какому-нибудь народу или народности Северного Кавказа кто-то из соседей прикажет «орцахдовла!» – «уходите за хребет!». Ведь уходить будет некуда. Ни одно нормальное государство, даже мусульманское, не ждет воинствующих фанатиков. Сколько бы не было у них миллионов, в сущности, они все равно изгои.
Хотелось бы на этом и закончить. Но все - таки привожу еще одну цитату. Ее сказал теперь уже бывший секретарь Совета безопасности Дагестана и нынешний депутат Госдумы Магомед Талбоев в разговоре с обозревателем "Литературной газеты": "У кавказцев тщеславие превыше всего. Здесь все князья, и каждый стремится создать собственное ханство. Таков культурный ландшафт нашей политической жизни. Тот, кто способен понять это, может управлять процессами. Те же, кто пытается привнести в жизнь кавказцев ценности другого рода, игнорирующие фундаментальные психологические платы, в глубине хранящие взрывоопасные сгустки законсервированных конфликтов, которые детонируют от любого внешнего удара, обречены на поражение".
Что ж, России тоже надо об этом помнить, чтобы знать, с кем имеешь дело.
Анатолий Уралов
|