Школа миротворца: лишим конфликт корней!
Нашими первыми учениками-миротворцами были дети беженцев. Мы говорили с ними о том, что мир начинается здесь и сейчас. С собственной души. Они, кивая, соглашались. А после занятия подошел парнишка: «У меня на глазах убили отца и брата. Как мне с этим жить?» «И у меня», «У меня тоже», - подхватили другие...
УЧИМСЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ
Мы стали вместе учиться противостоять жестокости, избегая таких крайностей, как мщение и всепрощение. Но как это сделать? Мы решили наладить переписку с «мирными» сверстниками, и вот тогда пришло прозрение... Ведь поначалу думалось, что миротворчество и конфликтология - лекарство только для людей с тяжким «военным» опытом. Оказалось, «лечить» надо и вне «горячих точек», особенно взрослых. В одной из московских спецшкол, славившейся контактами с зарубежными друзьями по переписке, директор сделал большие глаза: «С чеченцами?! Ну что вы, родители нам окна побьют!» Зато из Зеленоградской школы №1890 (директор Алла Сильченкова) тормошат сами: «Когда снова поедете? Мы посылки собрали! Нашим детям нужно учиться доброте!.."
НАЧИНАЕМ ДЕЙСТВОВАТЬ
Мы говорим об угрозе терроризма, но замалчиваем о другой проблеме - национализме. В Великую Отечественную горе и опасность объединили людей, а сейчас разъединили, заставили ненавидеть и бояться друг друга? Разве мы не любим своих детей, не хотим, чтобы они жили в своей стране свободно и счастливо? Тогда почему же обрекаем их на страх и одиночество? Образно говоря, нам предстоит вырастить древо ценностей, у которого есть корни (человеческие качества), ствол (программа познания мира, в котором мы живем), крона (развитие навыков и принципов миротворцев). Пока оно напоминает маленький, слабый росток. Зато рядом с ним другое могучее дерево - древо конфликта. Корни которого - причины наших общих бед, ствол - основная проблема, а крона - последствия.
Но если эти два дерева растут рядом, то одно из них подпитывается за счет другого, лишая его жизненных соков -почва ведь одна на двоих. Следовательно, чтобы вырастить наше древо, надо перестать подпитывать то, другое.
Существут пять типов стратегий разрешения конфликта:
1) приспособление (примиритесь с неизбежным);
2) компромисс (уступите, если хотите, чтобы уступили вам).
3) сотрудничество (ничто так не сближает, как совместный труд).
4) игнорирование конфликта (уклонитесь от ссоры и увлеките «соперника» новым, общим делом).
5) соперничество (для тех, кому по душе песня «Смело мы в бой пойдем!..»)
НИКТО ИЗ НАС НЕ ОСТРОВ
Река неустанно бежит вперед, стремясь к главной цели - влить свои воды в океан. У реки нет времени на то, чтобы остановиться и сфокусироваться на разрушении скалы, преградившей ей путь к океану. А человек, выходит, может транжирить жизнь на конфликты военные, политические, личные?!
Три вида иллюзий мешают освободиться от гнета конфликта:
1) иллюзия «выигрыша-проигрыша» (только один из нас может победить);
2) иллюзия «плохого человека» (мы снимаем с себя ответственность за свой вклад в создание проблемы);
3) иллюзия «камня преткновения» (всегда есть обходной путь).
Наши дети, которых мы оберегаем (не дай бог увидят чужое горе!), завтра окажутся лицом к лицу с реальностью. Как поведут они себя тогда, если мы так и не научили их договариваться с разными людьми? Но мы ведь можем помочь им в этом. Ведь, правда, можем?..
|