ДУРОВЫ И ЗВЕРИ
Наталья Дурова - знаменитая дрессировщица, народная артистка СССР и России, лауреат Государственной премии, академик российской Академии естественных наук. Продолжая традиции своей цирковой династии, Наталья Юрьевна уже не один год возглавляет уникальный и единственный в мире Театр зверей, более известный москвичам как «Страна чудес дедушки Дурова». Она и генеральный директор, и художественный руководитель театра, и еще известная писательница. У нее хватает времени на все, но большую часть времени, безусловно, занимают ее подопечные: звери и птицы.
ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ - В МОХНАТОЙ ШУБЕ
Животные в Театре зверей находятся на попечении Дуровой. Именно на попечении. Обитатели этого театра - не "забитые" звери из цирка-шапито, а практически равноправные члены семьи Дуровой, ее лучшие друзья и товарищи. В семье Дуровых так было заведено еще со времен основателя этой цирковой династии и первого директора Уголка зверей Владимира Леонидовича Дурова. Главная заповедь династии Дуровых: никакого насилия над животным, воспитание исключительно любовью. Звери в Уголке Дурова всегда платили людям тем же - любовью.
КАК НА ПЕРЕДОВОЙ
Династия Дуровых многое пережила. Знаменитый дедушка Дуров выступал перед детьми с дрессированными животными даже в годы революции, несмотря на голод, холод. Дуровы продавали последнее, чтобы купить корм для животных. Наконец, наступили относительно спокойные, по сравнению с революцией, тридцатые годы.. И вдруг опять репрессии, война с японцами на Халхин Голе и озере Хасан... Дуровых выслали из столицы в голую степь, и вместе со своими питомцами они неожиданно очутились чуть ли не на линии передовой с японцами. Потом началась Великая Отечественная война. И снова разруха, холод, голод, поиски пищи для животных.
В наши дни, когда, кажется, можно почивать на лаврах заслуженного признания, Наталья Юрьевна приняла приглашение и отправилась со своим Театром зверей на гастроли опять чуть ли не на передовую - на границу Израиля с Палестинской автономией. Ее театр выступал перед местными зрителями, взрослыми и детьми, а вокруг рвались бомбы, доносились разрывы снарядов. Совсем как в тяжелые сороковые годы...
БЫЛИ ТУРОВСКИЕ, СТАЛИ ДУРОВЫ
Наш род старинный. Династии Дуровых свыше 600 лет. Мои предки первыми привезли в Россию группу экзотических животных, в том числе и слона. Это было, не поверите, при Иване Грозном! Но род Дуровых появился в России раньше Ивана Грозного. Мои предки пришли из Польши. Сначала они звались Туровскими. Затем фамилию переделали на русский лад - Туровы, а уже при Иване Грозном, за свой несгибаемый и упрямый характер, стали мы именоваться Дуровыми. Помните фильм «Гусарская баллада»? Так вот, образ главной героини фильма взят из биографии Надежды Дуровой - героя Отечественной войны 1812 года, Георгиевского кавалера, ординарца Кутузова и моей родственницы. Мама моя была из рода Бородиных.
Получилось так, что у моего деда не осталось никого. Его жену Наталью Владимировну убили под Астраханью белоказаки. Она была медсестрой. Старшего сына убили в революцию на Красной Пресне, а младший скончался еще раньше от туберкулеза. После смерти моей тети Анны Владимировны на мои плечи легло все. И вот я во главе Театра зверей уже четверть века. Но я не сдаюсь, как бы ни было тяжело. Это семейное.
Род наш не угасающий. Продолжателем семейных традиций я могу назвать Наталью Юрьевну Вторую, дочку Юрия Юрьевича Дурова. Это моя племянница. Наташе 14 лет, она давно работает со слонами у своего отца. Прекрасный внук Ванечка у актера Льва Дурова. Эдакий великолепный русский молодец. Очень хороший внук и у Бориса Валентиновича Дурова. Он уже сейчас мастер по конному спорту.
ДУРОВЫ НЕ УКРОЩАЮТ ДАЖЕ СТРОПТИВЫХ
Наш, дуровский метод работы с животными - дрессура без боли. Главное - достичь гармонии взаимоотношений человека и братьев его меньших, взаимопонимания и, дальше, закрепления "условных" рефлексов. Для этого надо знать среду обитания животного, его повадки и возможности. Мы всегда воспитывали своих питомцев любовью и заботой. И в конце концов, животное отвечает нам доверием. А без доверия из четвероногого или пернатого не получится артиста. Укрощение же зверей - это их подавление. Волей, палкой. Кто из нас любит укрощение? Животные тоже не любят. Подавленные, они превращаются не в артистов, а в рабов. Причем, в опасных рабов. Тигр-раб однажды неожиданно может взбунтоваться, и тогда укротителю его не позавидуешь…
У нас закон, наподобие клятвы Гиппократа: если взял животное, то до последнего дыхания оно с тобой. Не было случая, чтобы мы отказались от животного после того, как оно отработало свой артистический век. Напротив, понимаем, что ему трудно без привычной работы, без зрителей и аплодисментов (в этом отношении они мало отличаются от артистов-людей), и устраиваем в театре раз в месяц «день открытых дверей». В эти дни четвероногие артисты-пенсионеры дают бесплатные спектакли.
МЫ ГОТОВИЛИ И КОСМОНАВТОВ
Театр зверей участвовал в подготовке собак к полету в космос. Непосредственно в театре мы готовили собаку по кличке Лайка. Она находилась у нас недели три. Мы учили ее ориентироваться в космическом корабле, нажимать на определенные кнопки. Второй этап подготовки проходил уже в Космическом центре. Белка и Стрелка тоже находились на нашем попечении. Но к нам, в театр, их не привозили. Сотрудники Центра приезжали к нам за консультациями. Сначала Лайкой занималась я сама, но когда узнала, что она обречена на гибель в космосе, передала ее нашему главному научному сотруднику Марии Александровне Герт.
А вот от участия в подготовке к полету в космос шимпанзе я отказалась сразу и напрочь. Шимпанзе - редчайший вид животных. А тогда лететь предполагалось только в одну сторону, без возвращения на Землю…
ЖИВОТНЫЕ В БЕДЕ
Наш театр волнуют вопросы сохранения исчезающих животных. Тесный контакт поддерживаем с московским университетом, с Институтом мозга. Я счастлива, что мне довелось работать с академиком Соколовым, с профессором Клумовым. Увы, с каждым годом экология меняется и не в лучшую сторону. Воды, не загаженной химическими и биологическими отходами, все меньше. Во что превратились Дунай или Рейн? Когда театр приехал в Берлин на гастроли, мы боялись давать местную воду животным, настолько она была грязной.
Животные очень остро реагируют на ухудшение экологии. Часто становятся жертвами вторжения человека в их сферу обитания. Недавно я получила благодарность от правительства Индии за спасение больших стад диких слонов. А случилось вот что. Там скоростной поезд врезался прямо в стадо слонов. Погибли вожак, самка и два ее малыша (очень редкий случай - двойня у слонихи). Одного слоненка задавили насмерть, а второй какое-то время еще жил и страшно кричал. На его крик сбегались другие стада слонов, вытаптывая все на своем пути.
Люди не могли помочь им. Объятые ужасом слоны громили все вокруг, подобно толпе футбольных фанатов. А убивать слонов нельзя - они занесены в Красную книгу. Обездвижить слонов тоже не удалось. Для этого надо точно знать вес каждого животного, иначе передозировка и остановка сердца животного или нулевой эффект. Но это же стадо: там и трехлетки, и взрослые слоны.
Индийские специалисты пригласили меня в Индию для консультаций. Но как раз в это время в Театре зверей случилась катастрофа: поплыл фундамент под зданием. Какая тут Индия! Хорошо, выручил мэр Москвы Ю. М. Лужков. Сказал: «Будете консультировать индийцев по телефону». Выделил линию спецсвязи. Я предложила индийской стороне тот вариант, которым сама пользовалась в цирке. Сказала, что прежде всего следует оставить слонов в покое. Отойти от них подальше, хотя бы на километр, оставив воду и всевозможные корма. И только наблюдать, не приближаясь. Через несколько дней слоны успокоились и их удалось спасти. Беда, случившаяся с ними, это результат человеческой деятельности: дороги, поезда…
ЛУЖКОВ В ЛЮЛЬКЕ
Что за история с фундаментом театра? Нашему зданию уже 117 лет! За эти годы фундамент той части комплекса, где размещается мой кабинет, ни разу не укрепляли. Подземные воды подмывали фундамент, и однажды мы вдруг обнаружили, что он провалился вниз метров на восемь! Эпицентр провала находился прямо под моим кабинетом. Первым почувствовал неладное шимпанзе Яша. Потом закричал слон, и все вокруг загрохотало, затряслось. Поднимаюсь в свой кабинет на втором этаже, и прямо у меня на глазах проваливаются нижние ступеньки лестницы. Дыра все больше и больше, и в нее все сыплется и бесследно исчезает. Как в фильме ужасов. В это время президент В.В. Путин как раз летел с визитом в США. Мне ночью звонят и сообщают: «С вами будет говорить президент». Спрашиваю: «Какой президент, какой компании?» «Президент России Владимир Владимирович Путин!» И правда, Путин, он с борта самолета мне звонил. «Вы, говорит, не волнуйтесь, я только что разговаривал с Лужковым, сейчас он к вам приедет». Юрий Михайлович приехал очень быстро, но лестницы, чтобы подняться на второй этаж, уже не было - провалилась под землю. Лужкову, чтобы подняться ко мне, пришлось воспользоваться строительной люлькой.
Из здания к этому времени уже всех эвакуировали. Я уходить отказалась. Со мной три моих помощника остались. Решили: если погибать, то вместе со своими животными. Юрий Михайлович говорит: «Ну, у вас и характер! Только у меня тоже характер, я не уйду из здания!» Так мы всю эту кошмарную ночь с Лужковым просидели в моем кабинете, можно сказать, над бездной. Я без конца бегала к животным, успокаивала их, как могла. Слава Богу, в конце концов все обошлось.
САМОЕ СТРАШНОЕ
Нет, не война. Я прошла через две войны. И даже не разъяренная толпа. Самое кошмарное - это теракт! Наш театр поехал на гастроли в Израиль по просьбе израильского правительства и при содействии нашего МИДа. Мы вообще были первыми из артистов, кто поехал работать для детей, ощущающих гнет постоянного страха. Видеть это ужасно. От малейшего лязга колес, даже от скрипа детской коляски маленькие дети съеживались. Мы были в Израиле почти месяц, показали свыше тридцати спектаклей в девятнадцати городах. Большей частью выступали там, куда артисты вообще не рискуют приезжать. Работали на временных площадках, без света. Сцену освещали слабые лампы от автомобильных аккумуляторов и шахтерских фонарей. Тем не менее, публика, дети не уходили, просили продолжить выступление.
А совсем рядом палестинская граница. Мы очень боялись грохота выстрелов, за животных боялись. После первого же спектакля произошел страшный случай. Мы приехали в один городок, только-только кончился спектакль, а нам кричат: немедленно грузитесь в автобус, немедленно! Едва отъехали от здания, как сзади: "Бах!" Террористы взорвали шедший за нами следом автобус с людьми. Мы уцелели, Бог спас! Но те, другие, погибли… Ужасно! Но мы взяли себя в руки и продолжали работать. Понимали - наше искусство нужно людям, нужно, как воздух, детям, особенно тем, местным, детям.
ЗНАМЕНИТЫЙ ТЕЗКА ПЕЛИКАНА ВАСИЛИЯ
Сейчас самая важная для нас стройка это Храм детства! В нем планируется открыть воскресную школу, где дети со всех концов России и мира смогут работать в виварии. А строить его будет тот же архитектор, который воздвигал Храм Христа Спасителя - Василий Васильевич Мороз (у нас в театре пеликана зовут Василий Васильевич). Предполагается, что дети в этом храме с самого раннего детства будут работать с животными. Ребята должны знать мир вокруг себя и не думать, что коза - это чудовище. Они должны понимать, что природу и животных надо беречь, а не уничтожать, тогда звери будут к людям добрее. Но, слава Богу, у нас хорошая молодежь, я в нее верю. И в Россию нашу верю.
Я не романтик, но точно знаю, что Россию спасет именно культура. У россиян слишком глубокие корни, они не позволят человеку опуститься до уровня бешеной толпы. Люди обязательно вернутся в театры, да уже сейчас возвращаются. На русской литературе росли писатели Америки и Европы. А наши великие ученые Пирогов, Тимирязев, Павлов, Сеченов, Вавилов, Бехтерев? Многие из них работали... в Уголке Дурова!
Борис ГЛЕБОВ
|