ПОТРЯСАЕМ НЕСЧАСТЬЕМ

Мои книги о силе человеческого духа, а у европейского человека появились с этим проблемы. Люди стараются не тревожить себя. Западный человек склонен выбрать не сострадание другому, а помощь: я даю деньги, участвую в какой-то инициативе, но в чужие проблемы не вхожу и в душу их не пускаю. И вот этот практичный, рациональный европейский ум ощущает собственный крах: стало ясно, что рациональный человек не выживет, возникла потребность в гуманитарном человеке.

Объяснять смысл жизни только необходимостью приобретения комфортного жилища, престижной машины означает свести ее к биологическому существованию. Это тупик. Когда во Франции мы с моим хорошим знакомым два часа говорим о том, где лучше покупать пирожные, я мгновенно начинаю тосковать по Минску и Москве. Но тут же вспоминаю, как приехала в Чернобыль к ликвидаторам года через два после аварии. Вечером они вернулись из зоны, на столе появилась трехлитровая банка самогона, и мы вели потрясающе интересные раз говоры. Там были ученые (кандидаты наук с лопатами  так их в Чернобыле использовали), и разговоры шли о Циолковском, Горбачеве, о коммунизме и христианстве... Входит женщина, приносит яичницу, у нее задираются рукава халата, и я вижу руки в страшных волдырях. "Да, говорит, это мы стираем их белье". "Как рука ми?!" "Ну, дали стиральную машину, она испортилась..." Я возмущаюсь: они же смертницы! А ребята отмахнулись: все мы смертники. И продолжают философствовать. Может, западный человек слишком прагматичен, но он не будет стирать радиоактивное белье. А русский или белорус будет подниматься в интеллектуальные высоты, но сам ни о себе, ни о ближнем не подумает. Значит, наша ментальность тоже уязвима. Особенно сегодня, когда появились новые страхи, зло под новыми масками. Поэтому западный человек, который привык жить "нормально", не хотел бы жить в такой стране, как наша,  она излучает некую опасность, наша культура и литера тура это тоже потрясение несчастьем.

Но и путь, предложенный миру Америкой, путь на зад. Вместо того, чтобы низвергать идеи, убиваем людей. Для меня то, что происходит в Ираке, полное поражение цивилизации. Оказалось, есть времена, когда человечество откатывается назад. В мире все гораздо таинственней. И да же у войн более непонятные причины, чем думалось раньше.

На Западе все чаще говорят о том, что у демократии есть свои тупики. Если альтернатива диктатуры есть демократия, то альтернативы демократии нет! И это тоже одно из потрясений сегодняшней жизни.

НАРОД И ПАРТИЯ - НЕ ЕДИНЫ

Мир в кризисе нет идей, продвигающих осмысление жизни. Русская катастрофа это и политическая катастрофа, и историческая, и интеллектуальная. Мы до сих пор не можем адекватно понять, в каком месте истории оказались и почему. Живем с ощущением поражения, жертвы, обиды...

Люди таскают тюки и сумки из Турции и Китая, все лето копаются на грядках, выживают, поднимают детей. Сегодня, может, как никогда за эти 20 лет, я почувствовала: человек устал от одиночества, он устал бороться за выживание. И неверие человека в то, что его личная жизнь может поменяться, сохранилось. Он понял, что от него ничего не зависит.

Человеку внушают русскую идею, белорусскую идею, взывают к чувству патриотизма, а у него самого только од на идея идея жертвы.

 

Мне кажется, сейчас одна из главных проблема культуры власти. Она рождает массу других. А во главе государств в большинстве своем очень средние для этого времени люди. О Буше кто-то из самих американцев пошутил: президент супердержавы больше похож на президента развивающейся страны. У нас в Белоруссии крестьянский предводитель. У вас человек волею обстоятельств вынесен на гребень катастрофы. Попробуй проконтролировать сейчас Россию и двинуть ее куда-то. Это же целый архипелаг!

Поражает то, что политики так далеки от народа! Как же надо не понимать, где человек живет и что о нем думают, чтобы "гулять" перед объективами телекамер в шикарном ресторане, выходить на глазах униженной Рос сии в шикарной одежде из роскошной машины... Это же означает подписать смертный приговор демократии.

ТВ ПИТАЕТСЯ …ТВ

Если рассматривать литературу как инструмент анализа действительности, то Достоевский и Чехов это, по-моему, наш главный капитал. Мы могли бы предложить обществу идею, сообразную смыслу великой русской литературы. Но мы же этого не делаем. Я в газете какой-то увидела: уже не читают Быкова, Искандера, Трифонова... Но ты зайди в библиотеку где-нибудь в Саратове или в Усть-Куте и увидишь, что их читаю! Это журналисты не читают, телевизионщики не читают. Они питаются друг другом. Телевидение питается телевидением. Тот образ мира, который оно создает, какая-то совершенно отдельная жуткая реальность.

Человек не создан для таких перегрузок! Как держать удар, когда чуть не каждый день что-нибудь горит и взрывается? Кто выдержит? Разве что чучело питекантропа. Кстати сказать, именно поэтому и не было гражданской войны у общества нет энергии, люди безумно устали. В последнее время уже даже и не жалуются.

Энергетика уходит. Сколько люди могут ждать? Я не говорю сейчас о том, что они сами соучастники всего, сегодняшняя жизнь это ведь результат наших общих действий. Сегодня маленький человек не творит, его действия  акт толпизма, акт массовки. Ему нужны кумиры, а не святые, блаженные и герои.

Если бы больше появлялось качественной литературы хотя бы с попыткой ответа на те вопросы, которые интересны сегодня людям, я думаю, ее бы читали. При условии, что газеты и телевидение будут о ней говорить чаще и всерьез. Люди устали в одиночку бороться с проблемами новой жизни.

Литература это опыт духа. И я хочу оставить свою хронику "Маленький человек и великая Утопия" именно как опыт духа. Я бы хотела захватить в ней 100 лет. И я еще застала людей, которые помнят 1917 год. Жили люди в то время, они полюбили идею, или их влюбили в эту идею, или их обманули этой идеей. Как они жили, любили, умирали, убивали, как их убивали, во что верили, в чем разочаровывались, с чем ушли из жизни?..

ПИШЕМ ДЛЯ МАЛЕНЬКОГО

Есть маленький-маленький человек, а есть маленький большой человек. Сейчас диктатура маленького-маленького человека. Какой-то замкнутый круг: он дает нам заказ, этот маленький-маленький, мы его обслуживаем  и в результате множим. Но я бы ориентировалась не на него, а на маленького большого человека. Его нужно выращивать. Заговори с любым человеком в каждом из нас, от дворника до академика, сегодня идет огромная работа. Человек пытается осмыслить, где он, что он, как научиться новой жизни, как понять, что за окном происходит.

После Чечни и Афганистана война уже что-то другое, там силен биологический человек, которого мы не знали. Прятали в себе, от себя. Одна из медсестер рассказала мне то, что раненые, крича от боли, могли поведать только ей: убивать нравится, это большой азарт... Потом они влюбляются, женятся, у них появляются дети, но переступить те ощущения они не в силах. Это совсем другое знание, отличное от почерпнутого из прекрасной литературы об Отечественной войне.

И тогда я впервые сформулировала для себя, что искусство о многом в человеке не догадывается. Искусство редко пробивается к совершенно новым текстам. Система наших ценностей сориентирована на государство, на идеи и тому подобное. Мы не умеем понять, что жизнь дар, отнюдь не напрасный и не случайный?

Раньше во всем винили Сталина, власть. Потом оказалось, что мы сами так относимся к своей жизни. Тех же солдат-мальчишек посылали в Чернобыль, и только литовский полк взбунтовался: не поедем! Их тут же отправили обратно.

НЕ СВЯТЫЕ - ВАРВАРЫ

Пренебрежение жизнью очень русское понятие. Когда книга о Чернобыле вышла в Германии, они, по их словам, что-то поняли в "загадочной русской душе". У меня есть там рассказ о женщине рядом со своим облученным мужем. Ей говорят: "Забудь, что это муж, это радио   активный объект, подлежащий дезактивации. Целовать нельзя, гладить, даже подходить нельзя". А она сидит с ним, подкупает нянечек, обманывает врачей и рождает мертвого ребенка. И сама сейчас инвалид. И еще один рассказ. Посылают ребят на крышу атомного реактора, на две-три минуты, тут же надо уходить. У одного парня что-то сделать не получилось, ему кричат: "Немедленно уходи!" А он что-то додалбливает ломом, потом уходит. Ясно, что это - смертельный приговор себе. Как это объяснить? То, что мы не ценим нашу жизнь? - не героизм, это варварство. У нашего человека как бы и нет своей жизни, мы все время не в себе. Приходишь к человеку, спрашиваешь о нем. А он говорит: "Да, вот мы построили, победили", и так далее. Приходите к западному человеку, он говорит о своей жизни, а не о жизни коллектива. И поэтому и к страданию у меня раньше, во время написания книги "У войны не женское лицо", было одно отношение, сейчас другое. Страдание становится оправданием, чтобы не спасать себя, свою семью. Защититься от этого культа страдания можно только культурой отношения к своей жизни. Мне все меньше хочется преклоняться перед страданием. Страдание рождает страдание - это какой-то замкнутый круг. И поэтому я считаю, что ничего выше самой жизни нет.

ТРЕБУЕТСЯ ЛЮБОВЬ

Все-таки у социализма было много преимуществ. Особенно в социальной сфере и ради чего тогда было пролито столько крови в XX веке, чтобы так просто это потерять?.. То же бесплатное всеобщее образование, здравоохранение. Я не говорю, что реформы не нужны. Но они большей любви к человеку требуют. О двадцати годах экспериментов над людьми сложно говорить как о демократии. Просто человеческая жизнь у нас не имеет цены ни у демократов, ни у тоталитаристов, ни у коммунистов. Вот где главная проблема. Никому не интересен человек, его жизнь. Во Франции на уровне правительства обсуждается вопрос о том, чтобы каждый четвертый из нынешних детей дожил бы до 102 лет. Но для этого необходимо расширить программу заботы о здоровье. Необходимо обязательное ежедневное употребление в пищу четырех видов овощей, нужно смешивать масло, нужно есть обогащенные витаминами и минералами хлеб, молоко. Это пропагандируется, и продукты с разными добавками есть в магазинах. Ты сразу понимаешь, что находишься в другой цивилизации.

И знаете, что интереснее всего в Европе? & Тишина. Когда умолкает барабанная дробь, и ты можешь прислушаться к себе, подумать о том, как живут другие люди. Это меняет систему ценностей, потому что, когда сидишь здесь, возникают перекосы в сознании, кажется, что у нас страшнее всего, что мы & самые большие или самые униженные. Выясняется: нет, все люди похожи и проблемы все те же. Живут, умирают, кто-то кого-то любит, кто-то - нет, точно так же дети после смерти родителей или дружат, или делят все, начиная от штор и табуреток...

ТЕОРИЯ ЧИСТОГО ОЗЕРА

Есть люди, которые в свои сорок-пятьдесят лет, увидев свое бессилие и поняв, что в этом хаосе нам жить еще несколько десятков лет, не то чтобы впадают в биологическую панику, а просто начинают ценить жизнь. И просто живут достойно, по-человечески. Есть такая теория. Чтобы вокруг тебя был круг чистой воды. Если каждый будет так жить, стало быть, и вся жизнь сделается хорошей! Каждый очистит себе пятачок чистой воды & вот и чистое озеро!

Надо предпринимать общие усилия, на которые, как выясняется, мы не способны. Во всяком случае белорусы - это точно! Повторяю: нет ни идей, ни людей. Нет людей, которые бы могли взять на себя ответственность.

Меня часто спрашивают, возможен ли союз Белоруссии с Россией? В философском плане - да! Славянские народы должны быть, по Солженицыну, вместе. Но сегодня - нет... Близки обиды... И нам мешает культ борьбы. Память борьбы. Навыки борьбы. Это главное препятствие. Самое необходимое нам надо научиться ценить маленькую человеческую жизнь!..

Просто быть долго на баррикаде опасно для художника. Видишь мишень, а не цветную жизнь. Я временно уехала из Беларуси, чтобы сделать внутри себя переинструментовку, вернуть себе зрение.

Я не сошла с баррикад и моя жизненная позиция остается прежней. Жизнь стала для меня более таинственной, я поняла, что на баррикаде нельзя полностью разгадать загадку жизни. А нам надо перестать придумывать собственный народ и собственную историю, надо настраиваться на долгую на десятки лет работу с людьми. Надо говорить с человеком как с другом о тайне человеческой жизни. Мы вступили в другой мир, когда понимаешь, что жизнь очень роскошная вещь, чтоб ее так вот бездарно употребить!

Комментарии наших читателей

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Ноябрь 2006

ЧИТАТЬ ОНЛАЙН

Книгу Владимира из пос.Михнево 

"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"  

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!