ЗАПОВЕДИ НАЦИОНАЛЬНОГО ВЫЖИВАНИЯ
О Юрии Азарове уже сегодня говорят, как о выдающемся ученом, писателе, художнике и педагоге.
Циклы его живописных произведений ("Норд-Ост", и "Манхэттен", "Бесланская трагедия" и "Смертницы", "Заложники", "Любовь и Свобода") и его педагогические книги затрагивают самые острые вопросы современности.
В принципиально новом жанре созданы десятки талантливых и оригинальных произведений: роман "Подозреваемый", "Искусство развития дарований", "Тайны педагогического мастерства", "Образование и культура против терроризма", "Жрицы любви", "Откровения и открытия" и др.
* Казалось бы, простые и ясные максимы: "Люди! Любите друг друга, помогайте друг другу независимо от того, какой вы национальности или вероисповедания. Помогайте, даже если ненавидите друг друга!..." Но как трудно их реализовать.
* Сила человеческая в единстве - в нем залог успехов каждого, наше спасение и процветание. Многие народы погибли в рассеянии, из-за распрей, из-за претензии на свою абсолютную исключительность. Народная гордыня и чрезмерное самомнение нации - есть тягчайший грех и перед своим народом, и перед человечеством!
* Столь же великим грехом являются недооценка национальных достоинств, понижение статуса своего народа, национальное самоуничтожение личности. Каждая народность, будучи Божьим созданием, уже поэтому исключительна, уникальна, неповторима и имеет свой собственный путь развития
* На равных соседствовать и взаимообогащать могут лишь народности с равными самооценками. Не могут не угнетать друг друга два народа, если один их них с заниженным статусом, а другой - с завышенным.
* Сознание своей исключительности, но не в ущерб другим народам - вот формула сотрудничества разных наций, формула единения народов.
* Однако и единство - не самоцель. Оно лишь средство для достижения величайшей цели, какой является и благо каждого человека в национальном единстве, и благо человека на перекрестьях всех наций, и благо каждой семьи, каждой народности, и благо всего человечества! Вот в чем смысл национального вопроса, вот к чему нужно стремиться. Все остальное производное, оно придет само собой. Помогайте друг другу, помогайте людям всех национальностей, и в первую очередь гонимым, униженным, проклятым и дискриминируемым!
* Общечеловеческое есть универсальность, где национальное непременно обогащается достоинствами других народов.
* Ищите прекрасное в каждой национальности. Настраивайте себя, своих детей, на то, чтобы видеть достоинства в людях всех национальностей без исключения.
* Обогащайте свое национальное достоинство достоинствами всех других национальностей. Эта заповедь требует соблюдать и такое правило, как неспособность возводить свое несовершенство в закон, что подразумевает преодолевать гордыню и самомнение.
* Улучшайте воспитание своих детей педагогическими достоинствами всех народов.
* Если вам часто приходится бывать в русских деревнях, задумайтесь над тем, насколько ценно и бесхитростно развиваются истинно природные и истинно народные начала в русских семьях…
*Евреям присуща необычайно кропотливая забота о воспитании своих детей, постарайтесь перенять эту великую национальную черту евреев и разработайте для своих детей более всеобъемлющую программу развития.
* Англичанам свойственно воспитание джентльмена, знающего цену своему человеческому достоинству, предприимчивого и трудолюбивого, постарайтесь перенять у них эту черту.
* Узбекские дети заняты физическим трудом больше всех детей в мире и родители проявляют необыкновенную заботу о том, чтобы трудолюбие не снижалось ни при каких условиях, перенимайте у узбеков эти великолепные родительские установки.
* Немецкие дети с ранних лет приучаются к чистоте и порядку, к дисциплине, и трудолюбию, сделайте все, чтобы и ваши дети росли в таком же точном ритме.
* Американские дети и молодые люди предприимчивы, тяготеют к самостоятельности, доброжелательны и трудолюбивы, не бойтесь привнести эти черты в жизнь ваших семей.
* Если вам удастся побывать в грузинских или армянских семьях и вы услышите, как ласково и заботливо обращаются родители со своими детьми, делайте так же.
* Учитесь у других народов САМОМУ ВЕЛИКОМУ УЧИТЕЛЮ ЖИЗНИ - ТРУДУ, добывая в поте лица свой хлеб и кров. Только труд способен вывести вашу душу из беды, а тело избавить от холода, голода и нищеты. Никогда не забуду, как с одним партийным работником подъезжал к одной деревушке в Пермской области, и этот работник сказал: "Сейчас увидите кусочек Западной Европы". И мы, действительно, увидели чудо. Это было селение высланных сюда немцев. Великолепные дома, кафе, удивительное обслуживание, кофе в крохотных чашечках, бутерброды с семгой и полные достоинства люди - невероятный контраст с окружающей жуткой действительностью: поваленные избы, голод и нищета, плач детей. А партийный работник рассуждал: "Они - как бельмо на глазу. Их, подлецов, сгрузили здесь и ничего, кроме лопат и топоров, им не дали, причем земля - самая худшая, песок да камень, а они вон что отстроили, как в рожу нам плюнули…" Нужно комментировать столь типичный негативизм?!
* Заботьтесь о формировании руководящих кадров. Руководящие кадры - это святая святых нормального человеческого устройства страны.
* Храните честь и достоинство своего народа, своей семьи, своего имени, научитесь сотрудничеству с другими странами.
* Мир жесток до тех пор, пока в загоне человеколюбие. Каждый народ - кузнец своего счастья. Мы должны передать нашим детям больше, чем мы приняли от отцов, а те, сохраняя и приумножая принятое, передадут его, в свою очередь, потомкам. В преемственности поколений - наша сила, наша стабильность, наше бессмертие.
* Есть народы, которые живут, как бы, созерцательно, иногда надеясь на "авось" и в этой созерцательности есть свои достоинства, своя божественная нравственная сила, которая, когда настанет черед, способна обернуться великим свершением и преимуществом.
Юрий АЗАРОВ, писатель
|