Моя большая семья
Я не понаслышке знаю о детских проблемах. Сама мать большой семьи - четверо кровных сыновей и пятеро приемных мальчиков и девочек. Первую приемную дочь с огромным количеством заболеваний, не совместимых с жизнью, я нашла в мусорном контейнере. Выходили, вырастили ее. Она окончила школу и поступила в Школу архитектуры и дизайна, а в прошлом году еще и в институт картографии, работает, собирается замуж. Другую в пятилетнем возрасте забрала из детдома с диагнозом "олигофрения в стадии дебильности". Представьте, она тоже с отличием окончила школу, поступила в Высшую школу экономики, вышла замуж, родила прекрасную дочь.
Весной 2005 года оформили попечительство еще над тремя подростками - двумя мальчиками и девочкой. У подростков проблем, не скрою, много больше, чем у малышей. Мои ребята окончили девятый класс, но их знания едва соответствовали второму-третьему классу обычной школы. За лето с помощью преподавателей мы преодолели программу пяти классов, и ребята поступили в седьмой. Девочку, наиболее музыкально одаренную, даже рекомендовали для поступления в музыкальное училище им. Гнесиных. И мальчики не отстают. Они поумнели, стали образно мыслить, научились красиво строить фразы, мечтают о полноценном образовании.
У нас, конечно, были финансовые проблемы, одно время мы очень остро нуждались в поддержке. Обращались за помощью, но без толку. Тогда мы справились, наскребли тысячу долларов на преподавателей для троих ребят. Но сейчас тысячью не обойдешься: все подорожало, да и детей уже не трое.
Чудо - рядом
Семейное воспитание - это хорошо. Хороши любые формы, лишь бы детям было хорошо. Хороши и патронат, и опекунские семьи, и усыновление… У меня масса сил, знаний, опыта и, главное, желания делать дело, большое дело. Ищу людей, которые увидят это и поддержат. Максимально, на что может пойти рядовая семья, это пять-шесть детишек. Я готова брать по десять пятилетних детей в год. Иногда, взывая к глубинным человеческим чувствам и пытаясь достучаться до человеческого сознания, чтобы понять природу того или иного жестокого поступка, мы спрашиваем: "А была ли у этого человека мать?" Мать, ее тепло, самоотверженность и жертвенность являются фундаментом для строительства будущей личности. На этот фундамент укладываются мораль, понятия о чести, совести, долге, преданности и любви.
Как можем мы желать найти эти качества, передающиеся "с молоком матери", у людей, которых матери отвергли, бросили, отмахнулись, как от досадной ошибки?
Многие государственные сиротские учреждения нередко культивируют в своих подопечных четкую установку на выживание любыми способами, забывая о главном - о Душе. "Выживать, а не жить" - вот лозунг, с которым "ничьи" дети шагают по жизни. Мое глубочайшее убеждение - все дети талантливы, просто рядом с ними должны быть внимательные, чуткие, образованные и "зрячие" взрослые, способные увидеть, услышать и почувствовать, что рядом Чудо.
Построить школу
Я и мой муж, совместно с профессором Московской консерватории им. П. И. Чайковского Анатолием Деминым, разработали проект и создаем негосударственное образовательное учреждение "Школа Искусств "Образ" для детей-сирот. Учредители А. Демин, педагог Д. Кутенин, НОУ "Русская Академия Искусств", Л. Казарновская и потребительское общество "Родовые ключи". В этой школе дети с помощью заботливых педагогов получат крепкую общеобразовательную базу. С пяти лет, как в хороших семьях, начнут учиться живописи и хореографии, игре на музыкальных инструментах. Мы построим эту школу на великой новгородской земле, на живописнейшем берегу озера Ужин в Валдайском заповеднике. Привлекая педагогов и воспитателей-наставников из числа местных жителей, создадим не только новые рабочие места для района, но и поможем по-новому взглянуть на проблему сиротства, научим очерствевших от безработицы и бедности людей не бояться любить этих детей, совместными усилиями создадим "Школу для родителей".
Детей, с пяти-шести лет, будем брать в школу по десять человек в год, чтобы легче проходила адаптация к новым условиям жизни, ее ритму и укладу. Начиная с этого возраста и до одиннадцатого класса, дети будут жить вместе, но при этом будут осознавать, что рядом с ними родители и братья. Жизнь в "Школе" мы надеемся построить на принципах большой семьи. Дети смогут получить образование не хуже, а может быть, и лучше, чем в столичных школах. Кто-то может возразить, что мы создаем еще один детский дом, но ведь и детские дома бывают разными, все зависит от людей. Мой отец, профессор Московской консерватории, бывший воспитанник детского дома для одаренных детей, созданного в блокадном Ленинграде. Через всю жизнь он пронес чувство бесконечной благодарности и любви к людям, сумевшим подарить в те нелегкие годы осиротевшим и обездоленным малышам счастливое детство.
Где вы, мамонтовы и морозовы?
К сожалению, средств, выделяемых государством опекунам и негосударственным образовательным учреждениям, едва хватит на содержание детей (еда, одежда). Что касается остального (образование, развитие, творчество, строительство и т.д.) приходится уповать на мамонтовых, морозовых и третьяковых. Один добрый знакомый моей семьи, бизнесмен, как-то сказал: "Я в растерянности от происходящего в нашей стране, от числа бездомных и беспризорных ребят, но не могу с этим ничего поделать - не умею, таланта нет, порой не знаю даже, что делать с собственными детьми. Мне неплохо удается делать деньги, поэтому я хочу помогать тем, кто умеет делать то, что я делать хочу, но не умею". Объединив наши усилия, мы сможем вернуть будущему поколению чувство Родины, научить детей жить, а не выживать!
Марина КУТЕНИНА (контактный телефон в редакции).